ФЗ-17 о железнодорожном транспорте

Сеть железнодорожного транспорта в России — одна из крупнейших в мире. Общая протяжённость действующих железнодорожных путей составляет 85,3 тыс. км, из числа которых 43,4 тыс. км модернизировано для электроподвижных составов. Для регулировки планомерного развития сферы ЖД транспорта был разработан и принят соответствующий закон.

Описание закона

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» N 17-ФЗ принят Государственной думой 24 декабря и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года. Настоящим законом регламентируются юридические, экономические и организационные аспекты функционирования общественного железнодорожного транспорта. Действительный нормативный акт определяет способы взаимодействия управленческого органа ЖД с государственной властью и основы государственного упорядочивания в указанной сфере. Актуальный Федеральный закон ФЗ-17 основывается на принципах Конституции Российской Федерации (ст. 3 ФЗ-17).

В основной перечень Федерального закона ФЗ-17 входят понятия (ст. 2):

  • Железнодорожный транспорт общего пользования — подвижные составы, поезда, электропоезда, предназначенные для удовлетворения потребностей основного населения;
  • ЖД транспорт необщего пользования — транспорт, предоставляемый физическим и юридическим лицам на основе договорённости;
  • Подвижный состав — локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны;
  • Перевозочный процесс — комплекс взаимосвязанных технологических и организационных операций по осуществлению перевозки пассажиров или груза;
  • Перевозчик — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которое возложена обязанность по осуществлению перевозочного процесса;
  • Пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, отправитель грузов или багажа.

Определение тарифов на перевозку посредством общественного и необщественного железнодорожного транспорта пассажиров или багажа определяется в соответствии с нормативами Федерального закона «О естественных монополиях». При тарификации учитывается непосредственная себестоимость услуг и уровень рентабельности (п. 1 ст 8 действительного закона). Тарификация международных железнодорожных перевозок определяется международными договорённостями Российской Федерации (п. 4. ст. 8).

Железные пути должны соответствовать нормам безопасности. Согласно пункту 2 статьи 15 ФЗ-17, государственные органы исполнительной власти уполномочены направлять своих законных представителей с целью проверки технического состояния общественных ЖД путей. Технической проверке так же подлежат выполнения погрузки и разгрузки перевозимого багажа или товара и условия перевозки пассажиров.

Качественными показателями перевозок багажа и грузов являются (ст. 14):

  • Сроки доставки;
  • Сохранность перевозимого;
  • Условия размещения товара и багажа и процесса перевозки.

Если при проектировании железнодорожных путей не были соблюдены нормативы, предписанные настоящим нормативным актом, государственные органы вправе отказать в разрешении на сдачу подобного объекта в постоянную эксплуатацию (п. 6 ст. 15).

Действительным Федеральным законом о транспорте ЖД предусматривается форменная одежда для сотрудников железнодорожного транспорта (ст. 29). Спецодежда приобретается работниками за счёт работодателей.

Для упразднения возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с терактами, законодательством Российской Федерации предусматривается подготовка к срочной мобилизации и готовности к гражданской обороне (п. 1, ст. 32 настоящего Федерального закона). Проведение подготовительных мероприятий по обороне и мобилизации возлагается на организации железнодорожного транспорта. Ответственность за своевременное и нормативное проведение подготовительных мероприятиях лежит на должностных лицах этих организаций.

С момента вступления в силу действительного Федерального закона, Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» признан недействительным и упразднён.

Ознакомьтесь  ФЗ 226 «О войсках национальной гвардии РФ»

Скачать закон о ЖД транспорте РФ

Для более глубокого изучения положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» N 17-ФЗ рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст рассматриваемого нормативного акта с последними поправками можно скачать по ссылке:

Последние изменения, внесенные в ФЗ о железнодорожном транспорте

Как и другие нормативные акты, Федеральный закон о железнодорожном транспорте регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние поправки в 17-ФЗ внесены 26 июля 2017 года Федеральным законом N 17-ФЗ. Изменения коснулись пункта 2 ст. 8. В актуальном тексте указанной статьи говорится о том, что тарификация железнодорожного транспорта, не упорядоченная в соответствии с пунктом 1, устанавливается на основе письменной договорённости и регламентируется согласно нормативам антимонопольного закона.

Наиболее важные из поправок предыдущих лет относятся к статьям 20 и 25 Федерального закона 17-ФЗ. В ст. 20 рассматриваемого нормативного акта, регламентирующей принципы безопасности использования и движения железнодорожного транспорта, были упразднены абзацы 4 и 5 пункта 1. Актуальный текст ст. 20 гласит о том, что юридическое и техническое упорядочивание основ безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта полностью возлагается на государственный орган исполнительной власти в железнодорожной сфере.

Согласно п. 2 статьи 20, участники процесса перевозки обязаны обеспечить:

  • Условия проезда, обеспечивающие сохранность здоровья и безопасность пассажиров;
  • Безопасную и качественную перевозку багажа и грузов;
  • Безопасность использования и движения ЖД транспорта;
  • Отсутствие экологической опасности.

Последние изменения в статье 25 действительного закона произошли 13 июля 2015 года и коснулись положения пункта 3 рассматриваемой статьи. Согласно актуальному тексту, каждый сотрудник ЖД структуры, как при поступлении на работу, так и непосредственно перед каждым рейсом, обязан пройти плановой медицинский осмотр. Порядок специализированных осмотров, а также отбора сотрудников по психологическим, физическим и профессиональным качествам, определяется государственным органом исполнительной власти в сфере РЖД.

Помимо обязательного медосмотра, работники, занимающиеся погрузочными и разгрузочными работами, обязуются проходить проверку технических знаний в вопросе основ расположения груза или багажа в подвижном составе. Отказавшиеся от аттестации или не прошедшие её сотрудники к дальнейшим работам не допускаются (ст. 25, п. 4).

Согласно пункту 5 статьи 25 действительного нормативного акта, работодатель обязан предоставить сотруднику РЖД гарантию трудовой безопасности. В случае получения работником травмы, увечья или болезни, приобретённой не по его вине и последовавшим увольнением по этой причине, за гражданином остаётся право на все льготы, доступные сотрудникам железнодорожной сферы.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 350-88-72 — все регионы РФ.

Похожие законы

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 4,29 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here