Закон «О кредитной кооперации»

Кредитная кооперация — союз мелких производителей продукции, а также сотрудников и служащих для формирования общего фонда, чтобы удовлетворить потребность в мелком кредите. В Российской Федерации такой союз формируется в виде кредитных потребительских кооперативов (КПК). В связи с этим был создан Федеральный закон «О кредитной кооперации». Рассмотрим, что гласит данный закон и какие изменения он претерпел при последней редакции.

Описание закона 190 «О кредитной кооперации»

8 лет назад, 18-го июля 2009 года был принят ФЗ-190 «О кредитной кооперации». Действующий закон устанавливает экономические, законные и организационные основные принципы формирования и деятельности различных типов КПК и ассоциаций.

Закон включает в себя 8 глав и 44 статьи:

  • общие положения, где описывается концепция терминов «кредитная кооперация и союз» и др.;
  • процедура формирования, реорганизации и прекращения деятельности финансовой организации;
  • процедура приема в члены некоммерческой финансовой организации;
  • осуществление управления кредитной кооперацией;
  • правила распоряжения имуществом кредитного союза;
  • ключевые моменты деятельности КПК, чьи члены — физлица;
  • процедура функционирования объединений кредитных коопераций;
  • заключительные положения.

Последняя действующая редакция датируется 3 июлем 2016 года, а вступление в силу ее положений произошло на следующий день — 4-го июля.

Скачать закон 190

Кредитная кооперация обретает в последнее время большую популярность. Деятельность КПК заключается в получении взносов от жителей и выдаче ссуд пайщикам. По сути данное объединение создано именно пайщиками. Получение кредита здесь осуществляется без различного рода документов и достаточно быстро в сравнении с получением того же кредита в банковском учреждении.

Скачать действующий закон 190 «О кредитной кооперации» можно по ссылке. Каким корректировкам подвергся ФЗ-190, рассмотрим далее.

Последняя редакция ФЗ «О кредитной кооперации»

3-го июля 2016 года была опубликована и вступила в силу последняя действующая редакция закона о КПК. В этот год многие статьи законопроекта были изменены, дополнены или вовсе исключены.

Статья 5

В статье 5 был изменены многие пункты частей. Важно отметить, что пункты 5-6 части 2 и пункт 5 части 3 были исключены. А также некоторые части были дополнены новыми пунктами и подпунктами. Статья закона «О кредитной кооперации» рассказывает о регулировании КПК.

Данное регулирование осуществляется Банком РФ. Функции Банка следующие:

  • принимает акты, налаживающие работу КПК и самоуправляемых организаций в области финансового рынка, объединяющие кредитные кооперации;
  • определяет числовые значения и процедуру расчета финансовых нормативов;
  • определяет процедуру размещения финансов запасного денежного фонда и создания резервов на вероятные убытки по займам;
  • ведет записи в госреестре кредитных коопераций;
  • контролирует соблюдение требований КПК;
  • направляет в суд заявление о прекращении деятельности КПК, если это требуется;
  • осуществляет запрос требуемых документов и сведений (в том числе ограниченная ФЗ);
  • выдает КПК предписания и запрашивает документы. Эта процедура выполняется путем отправки оповещения по почте, факсу или на электронную почту.

Банк РФ имеет право:

  • осуществлять запрос и получать сведения о финансово-хозяйственной деятельности кредитных коопераций у вышестоящих органов;
  • затребовать у КПК различного рода документы — учредительные, нормативные и т. д.;
  • а также получить отчетность по бухгалтерии;
  • осуществлять контроль выполнения определенных нормативов и проверять соответствие работы КПК действующему ФЗ-190;
  • выдавать КПК предписания и требовать предъявления нужных документов;
  • при обнаружении нарушений запретить КПК привлекать финансы, принимать новых членов и выдавать ссуды до урегулирования ситуации;
  • присутствовать на общем собрании членов КПК;
  • писать заявление в суд о ликвидации организации, если КПК — было замечено в нарушении и не выполнила предписание Банка по его устранению, занимается запрещенной деятельностью, многократно нарушило ФЗ, нарушило условие обязательного членства в самоуправляемой организации в области рыночной экономики, которая объединяет КПК.

Кредитная кооперация должна наладить принятие и отправку документов по электронной почте в Банк. Если в КПК в членстве состоят больше 3000 физлиц, юрлиц, кредитная кооперация должна уведомить Банк РФ об изменении адреса и изменении в документах в течение 10 дней.

Статья 7

Вышеуказанная статья описывает процедуру формирования и госрегистрации кредитной кооперации. Данное объединение может быть создано следующим образом:

  • физлицами в минимальном количестве 15 человек;
  • или юрлицами — минимум 5 человек;
  • или объединением вышеупомянутых лиц — 7 человек.

Основой для членства выступает объединение по территориальному, профессиональному и т. д. принципу. При регистрации делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Название должно содержать запись «кредитный потребительский кооператив». Если в организацию входит юрлицо, то кредитная кооперация не может использовать запись «кооператив граждан».

Ознакомьтесь  Закон «О добровольной пожарной охране»

В часть 4 были внесены изменения, где описывается, что создание объединения, подтверждение его устава и документов происходит путем подписания протокола.

Статья 18

Статья рассказывает о процедуре проведения общего собрания пайщиков. Часть 5 была дополнена в новой редакции. В дополнении значится, что извещение о проведении общего собрания пайщиков кредитной кооперации, где число членов превышает 200 физлиц/юрлиц должно максимум за 30 дней быть также размещено на интернет-ресурсе.

Статья 28

Статья определяет отчетность по бухгалтерии. Изменения коснулись части 3. Здесь значится, что кредитные кооперации с превышающим отметку в 3000 количеством участников, а также КПК 2-го уровня и объединения, не вступившие в СРО в области финансового рынка, предоставляют в распоряжение Банка документы. Они содержат отчет о ведущейся работе и составе органов объединения.

Статья 33

Здесь рассказывается о КПК 2-го уровня. По части 4, претерпевшей изменения, говорится, что кредитные кооперации должны оповещать СРО в области финансового рынка о своем вступлении в кредитную кооперацию 2-го уровня.

Статья 35

Статья рассказывает о СРО в области финансового рынка и была полностью переделана в новой редакции. Подобная организация отсылает в Банк России информацию о своем составе, если число членов больше 3.000 лиц. Также разрабатывает уставы, осуществляет обучение трудящихся, отчитывается перед Банком о проделанной работе и докладывает о нарушениях действующего ФЗ.

С 36 по 38 статьи были исключены из общего списка положений закона «О кредитной кооперации».

Статья 39

В статье 39 также были введены изменения в некоторые части. В первую очередь было изменено название на — «Обеспечение материальной ответственности членов СРО в области финансового рынка, соединяющей кредитные кооперации«.

Изменения в части 1 звучат, как — СРО в области финансового рынка, соединяющей КПК должна обеспечивать материальную ответственность объединения перед пайщиками.

В части 2 была убрана фраза в конце «и закона РФ о СРО». Сама часть говорит об обеспечении СРО материальной ответственности своих членов при помощи создания компенсационного фонда.

Часть 3 была дополнена и устанавливает, что для обеспечения материальной ответственности перед пайщиками СРО может предъявить условие кредитным кооперациям застраховать риск ответственности за нарушение соглашений передачи личных накоплений.

Статья 40

Статья определяет выплаты компенсаций и компенсационный фонд. Каждая часть статьи была подвергнута корректировке.

В части 1 описано, что взносы членов СРО в области финансового рынка, соединяющей кредитные кооперации, формируют компенсационный фонд. Процедура его создания и размеры устанавливаются в уставе кооперации.

Часть 2-ая размер и порядок произведения взносов прописан в уставе. Размер ежегодных взносов, носящих обязательный характер — не менее 0,2% от среднегодового размера активов. Максимальная величина обязательных взносов — не больше 5% от размера активов от члена СРО.

В 3-ей части говорится, что СРО может самолично распределять денежные средства до максимального значения в 20 млн. руб. Также требуется выполнение требований по разнообразию, ликвидности, прибыльности. Требования и процедура распределения финансов формируются инвестиционной декларацией кооперации. 4-ая часть, 1-ый абзац 5-ой части, 8-10 части дополняют текст фразой «в области финансового рынка, соединяющей КПК«, говоря про СРО. Пункт 2 ч.5 исключил фразу «согласно закону РФ о СРО». 13-ая часть устанавливает, что финансы компенсационного фонда начисляются на депозит нотариального лица не позже 5-го дня с момента проведения собрания. Они находятся там в течение 3-х лет с момента удаления организации из единого реестра СРО.

Статья 41 и части 2-3 статьи 42 лишились своей правовой силы.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 350-88-72 — все регионы РФ.

Похожие законы

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here