Закон о сельскохозяйственной кооперации

Сельское хозяйство представляет собой одну из наиважнейших экономических отраслей Российской Федерации. В целях структурирования и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, создаются содружества и кооперации.

Описание закона 193

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года и одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года. Настоящий закон вступил в силу 8 декабря того же года. Рассматриваемый нормативный акт регламентирует юридические и экономические принципы основания и деятельности сельскохозяйственных объединений и коопераций. Нормативами 193-ФЗ координируются социально-экономические отношения, возникающие при создании сельскохозяйственных ассоциаций, определяется непосредственное право на их создание.

Кооперации (ассоциации) формируются и действуют, основываясь на следующих принципах:

  • Члены сельхозкооператива взаимодействуют, обеспечивая взаимную выгоду и оказывая посильную помощь друг другу в рамках производственной деятельности;
  • Вступление в сельхозкооператив происходит на добровольной основе;
  • При разделении убытков и прибыли между членами ассоциации, учитывается участие каждого в хозяйственной и трудовой деятельности кооператива;
  • Деятельность в кооперации физических лиц, не являющихся его участниками, ограничивается;
  • Акционерная прибыль по паевым взносам членов кооператива ограничивается;
  • В сельхозкооперативах возможно только демократичное управление;
  • Открытый информативный доступ к производственной и хозяйственной деятельности для всех участников.

Закон о сельхозкооперации 193 определяет функции и структуру деятельности сельхозкооперативов. Производственная кооперация представляет собой сельскохозяйственную ассоциацию, являющуюся коммерческим предприятием и основывающуюся на совместном труде её участников (ст. 4, п.1). Основной деятельностью коопераций является изготовление и сбыт продукции сельского хозяйства. В производственный кооператив может входить не более пяти членов.

Виды сельхозкооперативов:

  • Сельскохозяйственная артель (колхоз);
  • Рыболовецкая артель (рыбхоз);
  • Кооперативное хозяйство (коопхоз).

При создании, новая сельскохозяйственная кооперация регистрируется в государственном реестре, как юридическое лицо (ст. 9, п.1). Решившие объединиться в ассоциацию физические и юридические лица создают организационный комитет, в обязанности которого входит:

  • Формулирование технического и экономического обоснования проекта по созданию кооперации, включая информацию о паевых фондах;
  • Разработка проекта и утверждение кооперативного устава;
  • Приём заявок на членство, решение о приёме или отказе в членстве;
  • Выбор управленческих органов ассоциаций.

ФЗ о производственных сельскохозяйственных кооперативах уполномочивает участников коопераций совершать сделки и заключать договора по мере необходимости (ст. 38, п. 1). Заключение договора обязывает членов ассоциации продавать производимую сельскохозяйственную продукцию исключительно кооперациям. Длительность действия подобного контракта не превышает десятилетнего срока.

Не признаётся законной сделка, вторым лицом в которой являются родственники участников, председатель или другие члены коопхоза, или паевые владельцы. Таковая сделка предусматривает частные интересы граждан, не связанные с экономическими интересами сельхозкооператива (ст. 38, п. 4).

Деятельность сельскохозяйственных кооперативов структурирует управленческий орган, избираемый участниками на основе демократического голосования (ст. 19, п. 1). Управление может осуществляться как одним уполномоченным лицом (председателем), так и наблюдательным советом. Наблюдательный совет формируется, если в членство сельскохозяйственной кооперации входит не менее 50 участников. Полномочия управляющего кооперативного органа определяются действительным Федеральным законом.

Ознакомьтесь  Закон об аккредитации

Согласно пункту 8 статьи 41 действительного Федерального закона о сельхозкооперативах, производственная кооперация может быть переоформлена в хозяйственное товарищество при наличии следующих условий:

  • Соответствующее решение принято всеми участниками сельскохозяйственной ассоциации, имеющими право голоса;
  • Члены сельскохозяйственной кооперации, имеющие право голоса, но не смогшие проголосовать, выражают своё согласие в письменной форме, скрепляя документ личной подписью;
  • Обязательное присутствие на данном собрании главы сельскохозяйственного ревизионного союза.

Согласно настоящему закону 193-ФЗ, председатель или наблюдательный совет не уполномочены единолично принимать решение о реорганизации или упразднении ассоциации. Кооператив реорганизуется только при соответствующем решении всех его членов, принятом на всеобщем голосовании (ст. 41, п. 1, 2). В отдельных случаях сельхозкооператив претерпевает процесс реорганизации или ликвидируется решением суда.

Как и остальные законы Российской Федерации, закон об СПК 193-ФЗ периодически претерпевает изменения, связанные с изменениями политической и экономической обстановки в стране. Последние поправки были внесены 3 июля 2016 года.

Скачать закон о сельскохозяйственной кооперации

В рамках более подробного ознакомления с нормативами Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ, актуальный текст нормативного акта можно скачать по ссылке:

Изменения ФЗ о кооперации

Последние поправки в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ были внесены 3 июля 2016 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 292 ФЗ. Ст. 1 дополнена абзацем, гласящим о создании СРО в области сельскохозяйственной кооперации, согласно тексту 223-ФЗ, принятого 13 июля 2015 года.

Подпункты 2 и 3 статьи 40.2 претерпели поправки, согласно которым контроль за финансовыми операциями сельскохозяйственной деятельности осуществляется внутренним руководством на основе предписаний действующего закона, банковских актов и нормативов, указанных в статье 40.3 рассматриваемого нормативного акта. Подпункт 8 статьи 40.2 признан недействительным и упразднён.

В новой редакции подпункта 11 рассматриваемой статьи утверждается, что отказ сельскохозяйственной кооперации от обязательного вступления в СРО является нарушением регламента, предусмотренного в 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Согласно п. 5 рассматриваемой статьи, сельхозкооперативы не вступившие в СРО и с членством в более 3000 физических и юридических лиц, обязаны направлять уведомление в Банк России за 10 суток до проведения общего собрания. Также Банк РФ должен уведомляться о смене места нахождения руководства подобных коопераций.

Действительный закон дополнен статьёй 40.3, положение которой раскрывает и регламентирует порядок вступления сельскохозяйственной ассоциации в СРО. Саморегулируемая организация регламентирует соблюдение кооперативами нормативных актов, принятых в действительном законе и регулирует финансовые и экономические отношения в области сельского хозяйства.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 350-88-72 — все регионы РФ.

Похожие законы

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here