113-ФЗ «О присяжных заседателях»

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Присяжные заседатели участвуют в судебном разбирательстве, рассматривают обстоятельства дела вместе с судьей и выносят свое независимое мнение по его итогам. Данная категория людей не является специалистами или юристами. Это простые граждане, которые не являются заинтересованной стороной в судебном разбирательстве. Их отбирает специальная программа для каждого судебного процесса отдельно. Рассмотрим подробнее, что на этот счет сказано в Федеральном законе 113 и какие изменения его коснулись при последней редактуре.

Описание Федерального закона 113

Госдума приняла Федеральный закон 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» 31 июля 2004 года. Законопроект был утвержден Советом Федерации 8 августа того же года, а через 12 дней, 20-го августа 2004, он вступил в правовую силу.

Настоящий закон регламентирует участие присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела, определяет их правовой статус и гарантии независимости. А также регулируются основные принципы правового, экономического и организационного обеспечения их деятельности.

Закон включает в себя 13 статей, из которых 9 статья уже утратила законную силу: 

  • ст. 1 — принятие участия в слушании уголовных дел в суде;
  • ст. 2 — содействие граждан РФ в исполнении правосудия;
  • ст. 3 — требования, которые применяются по отношению к присяжным заседателям;
  • ст. 4 — составление списка потенциальных претендентов на участие в судебном разбирательстве;
  • ст. 5 — процедура и сроки формирования списков претендентов;
  • ст. 5.1 — особенности процедуры формирования списков претендентов в присяжные заседатели в федеративные города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;
  • ст. 6 — полномочия государственных служащих и управляющих учреждений по предоставлению необходимых сведений для формирования списков участников коллегии;
  • ст. 7 — вычеркивание из списков граждан, которые были вписаны в него в качестве присяжных заседателей;
  • ст. 8 — отправка списков участников в суд;
  • ст. 9 — утратила правовую силу;
  • ст. 9.1 — претенденты в суд присяжных флотского, окружного или гарнизонного военного суда;
  • ст. 10 — процедура и сроки выполнения гражданином своих полномочий в суде;
  • ст. 11 — финансовое обеспечение;
  • ст. 12 — гарантии независимости и неприкосновенности;
  • ст. 13 — заключительные и переходные положения.

Последняя действующая редакция о присяжных заседателях Федерального закона 113 была опубликована 1-ого июля 2017 года. Ее положения вступили в правовую силу в тот же день.

Изменения и поправки, внесенные в ФЗ о присяжных заседателях

Последние корректировки в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», коротко ФЗ-113, были осуществлены 1-го июля 2017 года.

Ознакомьтесь  Закон об ООО в новой редакции

При последней редакции были внесены изменения в статью 7 в подпункт «д. 1» пункта 2. Статья описывает причины вычеркивания граждан из списков претендентов на роль присяжных заседателей. Рассмотрим подробнее о чем говорится в статье.

Будучи вписанными в вышеупомянутый список претендентов, присяжные заседатели также могут быть оттуда вычеркнуты исполнительно-распорядительным органом государственного образования. Лица, зачисленные в список или запасной список участников присяжных округа, субъекта РФ, вычеркиваются из него посредством высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по следующим причинам:

  • если им не исполнилось 25 лет, обладают непогашенной или неснятой судимостью, считаются недееспособными, проходят лечение от алкогольной, наркологической зависимости и проходят лечение от психических расстройств;
  • если гражданин Российской Федерации написал заявление о существенных обстоятельствах, по которым он не может присутствовать на разбирательстве дела.

Данными существенными обстоятельствами, препятствующими выполнению обязанностей, выступают:

  • гражданин не знает языка, на котором будет вестись слушание дела;
  • имеются документы, подтверждающие плохое состояние здоровья гражданина;
  • возраст предполагаемого присяжного заседателя больше 65 лет;
  • гражданин является заместителем на государственной должности или выборной должности в службе местного самоуправления;
  • лицо является военнослужащим;
  • лицо состояло раньше на военной службе по контракту в ФСБ, ФСО, СВР и прошло процедуру увольнения. В течение 5-и лет с момента увольнения гражданин не может участвовать в судебных разбирательствах в качестве присяжного заседателя;
  • состояние гражданина на должности судьи, прокурора, адвоката, нотариального лица, судебного исполнителя или детективного сыщика или в течение 5-и лет, после его увольнения;
  • является работником ОВД, таможенных и уголовно-исполнительных органов или после увольнения со службы не прошло 5 лет;
  • гражданин является священнослужителем.

ФЗ о суде присяжных определяет, что судебная инстанция также может выступать органом, который имеет право исключить гражданина из списка ввиду наличия у судебного заседателя предвзятого мнения и чья объективность в суждениях стоит под вопросом.

Скачать ФЗ о суде присяжных заседателей

Законопроект будет интересен для прочтения всем гражданам, желающим участвовать в слушании сложного уголовного дела. При судебном разбирательстве они выступают независимыми экспертами и выносят свое непредвзятое мнение по делу. Если единогласного решения не было принято в течение 3-х часов, то производится голосование и по количеству голосов заседателей решается судьба обвиняемого.

Для лучшего понимания положений закона следует ознакомиться с его актуальным содержанием. Скачать последнюю действующую редакцию Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» со всеми изменениями и поправками можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: