Особые экономические зоны — это ограниченная область территории в определенных регионах, которые имеют специальный, отличающийся от других статус по сравнению с другими областями. Такие территории также отличаются выгодными экономическими условиями для гражданских и иностранных предпринимателей. Создание подобных зон призвано решить определенные задачи — от общеэкономических до научно-технических. Рассмотрим подробнее, что говорит Федеральный закон 116, регулирующий ОЭЗ, и каким изменениям он подвергся при последней редактуре.
Содержание
Описание Федерального закона 116
12 лет назад, 22 июля 2005 года был опубликован для ознакомления Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон регламентирует формирование и управление деятельностью особых зон.
Законопроект включает в себя 10 глав и 41 статью:
- общие положения, описывающие цели и условия формирования ОЭЗ и существующие типы особых экономических зон;
- формирование и расформирование ОЭЗ;
- осуществление управления данными видами территорий;
- законодательное положение коммерческих организаций, ИП особых экономических зон;
- договор об исполнении различной деятельности — промышленной, технической, туристической, портовой;
- процедура и порядок обеспечения земельными участками, а также пользование ими;
- использование таможенной процедуры в ОЭЗ;
- гарантии, предлагаемые резидентам ОЭЗ;
- заключительные положения.
В ходе внесения корректировок в предыдущих редакциях главы 6, 6.1, 6.2, а также статья 17 утратили свою правовую силу.
Последние изменения были внесены 3-го июля 2016 года, дополнения и поправки вступили в силу 1-го января 2017 года. Также уже подготовлена новая редакция от 18-го июля 2017 года, в законную силу вступит 1-го ноября.
Скачать ФЗ об ОЭЗ
ФЗ об экономических зонах определяет формирование благонадежного инвестиционного климата на территории Российской Федерации и положительных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Решение задач, которые ставит перед собой настоящий законопроект, призваны повысить общий экономический потенциал страны, путем создания особых экономических зон.
Для лучшего понимания действующих положений следует ознакомиться с актуальным содержанием закона. Скачать Федеральный закон 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями и поправками можно по ссылке.
Изменения, внесенные в закон о свободных экономических зонах РФ
Как оговаривалось ранее, последние корректировки были внесены 3-го июля 2016 года, дополнения и поправки вступили в силу 1-го января 2017 года. А 1-го ноября того же года вступит в силу новая редакция от 18-го июля 2017 года.
Рассмотрим подробнее те статьи закона об особых экономических зонах, что изменились 1-го января 2017:
Статья 9
Статья, состоящая из 10 частей, определяет, кто является резидентом для различных типов особых экономических зон. Фактически это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Изменения коснулись части 6, в связи с чем она была укорочена. По ней значится, что федеральная служба исполнительной власти информирует таможенные и налоговые органы об осуществлении регистрации резидента ОЭЗ в течение 3-х дней с момента осуществления данной процедуры.
Также изменениям была подвергнута часть 10 статьи. Она в свою очередь сообщает, что об утрачивании резидентом своего статуса федеральная служба исполнительной власти обязана сообщить в течение 3-х дней в таможенные и налоговые органы.
Из обеих частей была убрана обязанность также сообщать о данных инцидентах в ПФР и ФСС, осуществляющие контроль за страховыми выплатами, если к резиденту применялись тарифы по пониженной ставке.
Статья 32.1
Статья рассказывает о ключевых принципах установления ограниченного права использования чужого объекта в земельных отношениях для строительства или эксплуатирования зданий особых экономических зон. Ее содержание включает в себя 16 частей. Изменениям подверглась часть 15.
Согласно этой части сервитуты, кроме тех, что установлены на одногодичный срок, подлежат госрегистрации. Госрегистрация осуществляется по Федеральному закону №218 «О госрегистрации недвижимости», который заменил действующий ранее закон 122-ФЗ. Процедура производится при помощи подачи заявления субъектом, который заинтересован в установлении сервитута. Подача заявления осуществляется без нотариально заверенной доверенности от правообладателя земельного участка, на котором значится сервитут.
Статья 37
Данное положение рассказывает о принципах прохождения таможенной процедуры особых экономических зон. Оно состоит из 31-ой части, а корректировки коснулись 27-ой части последнего пункта 5.
Чтобы товары были признаны товарами Таможенного союза ЕАЭС, резидент особой экономической зоны обязан направить в соответствующие таможенные органы заявление в письменной форме, к которому прилагаются следующие документы с информацией о:
- резиденте — коммерческой организации или ИП;
- исполнении вышеуказанным лицом условий ведения деятельности на территории ОЭЗ;
- размещении товаров под таможенную процедуру;
- введении в использование оборудования, если документ подается по поводу оборудования;
- занесении записи о праве собственности резидента на недвижимость в ЕГРН вместо ЕГРП, если поданный документ был написан по поводу товаров, которые были использованы для строительства объектов недвижимости на территории ОЭЗ.
Изменения в новой редакции, не вступившей еще в законную силу, касаются статьи 4. Статья раскрывает типы особых экономических зон и состоит из 6 частей. Изменения были внесены в часть 2.2.
Типология особых экономических зон делится на — промышленную, техническую, туристическую и портовую. Последний тип свободной экономической зоны формируется в областях, которые соседствуют с морскими, речными портами, прилегают к аэропортам и включают в себя части территорий/акваторий морских, речных портов и аэропорта. Эти территории способствуют интернациональному сообщению с заграницей.
Портовые свободные экономические зоны формируются на земельных участках, которые предназначены для строительства и использования предметов инфраструктуры морского, речного порта, аэропорта. Данные экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы для обслуживания пассажиров, например, используемые для посадки или высадки людей с судов.