В связи со стремительным социально-экономическим развитием РФ, предпринимательская деятельность в области импорта и экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуального труда требует постоянной реформации и контроля. С этой целью был создан действительный ФЗ о внешнеторговой деятельности.
Содержание
Описание Федерального закона 164
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ (акт от 8 декабря 2003 г.) принят 21 ноября 2003 года, вступил в силу 26 ноября 2003 года. Положение действующего ФЗ употребляется в отношении официального упорядочивания внешнеторговых операций. Настоящий правовой акт регламентирует регулирование потоков импорта и экспорта и полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой активности. В ФЗ-164 предусмотрены способы юридической защиты интересов Российской федерации в сферах экономики и политики.
ФЗ «Об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности» в РФ не может применяться в отношении следующих видов деятельности:
- Оказываемые представителями органов государственной власти некоммерческие и неконкурирующие услуги;
- Услуги, предоставляемые Центральным Банком России (ЦБР) в соответствии с установленными Федеральными законами функциями;
- Деятельность по оказанию услуг в рамках социального (в том числе и пенсионного) обеспечивания, при условии гарантии Правительства Российской Федерации, отсутствия конкуренции с другими органами соцобеспечения или при эксплуатации государственных финансовых ресурсов.
Основой для государственного упорядочивания внешнеторговой активности является Конституция Российской Федерации. Регулирование осуществляется посредством соответствия критериям, установленным действующим 164-ФЗ, общепринятыми нормативам международного права и принципам международной дипломатической договорённости.
В рамках осуществления внешнеторговых сделок субъекты Российской Федерации уполномочены переводить переговоры с субъектами иностранных государств. Переговоры с иностранным государственным правительством возможны только при согласии Правительства Российской Федерации (ст. 8, п. 1).
Содержание резидентов российских торговых представительств производится за счёт финансовых отчислений из бюджета РФ. Согласно актуальному тексту части 3 статьи 13 действительного Федерального Закона, производится согласование с органами исполнительной власти и Министерством иностранных дел Российской Федерации.
В ФЗ о внешнеторговой деятельности существуют понятия:
- Аналогичный товар — соответствующий максимальному числу общих характеристик с другим объектом торговли, товар;
- Взаимность — взаимная деятельность между субъектами РФ и иностранными субъектами по созданию взаимовыгодных условий и режимов внешнеторговой деятельности;
- Бартерная сделка — соглашение об обмене товаров, услуг и плодов интеллектуального труда;
- внешнеторговая деятельность — активность по осуществлению сделок в области внешней торговли;
- Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — совокупность сделок между иностранными и российскими лицами по передаче прав на интеллектуальные активы;
- Внешняя торговля информацией — осуществление информативных передач;
- Внешняя торговля товарами — международный товарооборот между Российской Федерацией и иностранными государствами;
- Зона свободной торговли — таможенные территории, на которых производится сбыт товара без таможенных пошлин.
Участниками внешнеторговой деятельности может стать любой гражданин РФ и иностранное лицо. Ограничения этого права предусмотрены рассматриваемым Федеральным законом и нормативами, установленными в международных договорах РФ.
Защита экономических интересов Российской Федерации осуществляется посредством наблюдения за внешнеторговой деятельностью с позиции компетентных органов государственной власти (ст. 52). Контролируя процессы импорта и экспорта интеллектуальной, информационной и материальной продукции, данные органы обеспечивают соблюдение нормативов Федерального закона 164-ФЗ.
Согласно ст. 40 настоящего закона, при введении санкций со стороны иностранного государства, Российская Федерация уполномочена принимать меры. В случаях несоблюдения экономических интересов РФ, не предоставления юридической защиты торговых интересов, Правительством Российской Федерации принимается решение о режиме введения ответных мер.
Скачать ФЗ 164
В целях получения достоверной информации о международном товарообороте и внешнеторговой деятельности, необходимо ознакомиться с текстом «Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ». Актуальный текст с последними поправками скачать здесь:
Текст ФЗ о техническом регулировании с изменениями на 2018 год тут:
Последние изменения, внесенные в закон о внешнеэкономической деятельности
Последняя поправка в действительный закон была внесена «Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (редактировался 3 июля 2016 года). Изменения коснулись статьи 6 настоящего закона. В новой редакции с. 6 дополняется пунктом 6.1, определяющим последовательность передачи полномочий во внешнеэкономической области от органов государственной исполнительной власти органам местной исполнительной власти субъектов РФ. Соответственные полномочия во внешнеторговой деятельности передаются согласно букве Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятого 6 октября 1999 года.
Ранее произошли не менее важные поправки в других статьях рассматриваемого закона. В ст. 4, вводящей в основные принципы федеральной стабилизации внешнеторговой деятельности, утратил силу пункт 3 (постановлением Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ).
Согласно поправкам 2015 года, цель экономической политики Российской Федерации — обеспечение оптимальных условий для российской торговли, экспортёров, производителей и потребителей товаров и услуг (ст. 5 настоящего Федерального закона).
Обновлённый текст статьи 12 закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности раскрывает методику стабилизации действий в рассматриваемой сфере. Организация сдельной деятельности осуществляется посредством упорядочивания:
- Таможенно-тарифного типа;
- Нетарифного типа;
- Санкций в отношении экспорта информационных, интеллектуальных и материальных услуг и товаров;
- Административных и экономических мер, влияющих на развитие торговых отношений и предусмотренных Федеральным законодательством.
Иные методы федерального упорядочивания внешнеторговой деятельности недопустимы.