ФЗ «Об экологической экспертизе»: последняя редакция

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Современный мир обеспокоен экологической ситуацией в мире. Человечество понимает, что следует уделять больше внимания вопросам природоохранного контроля и проводить мероприятия по уменьшению степени отрицательного влияния на окружающую среду. Желание улучшить экологию привело к принятию ФЗ-174 «Об экологической экспертизе». Что регулирует законопроект и какие изменения коснулись его в ходе последней редакции, рассмотрим далее.

Описание закона 174

23 ноября 1995 года вступил в силу Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Законопроект регламентирует проводимые мероприятия по природоохранному контролю для предотвращения неблагоприятного влияния на окружающую среду для улучшения уровня жизни граждан РФ.

Закон состоит из 10 глав и 38 статей:

  • общие положения, дающие читателю понятие о значении термина «экологическая экспертиза», о ее видах и принципах (ст. 1-4);
  • обязанности главы государства РФ, органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5-9);
  • государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Дает определение термину «гос экологическая экспертиза», перечисляет объекты ГЭЭ федерального и регионального уровня, определяет порядок осуществления процедуры (ст. 10-18);
  • права граждан и общественных объединений. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Глава дает определение термину ОЭЭ, описывает объекты, порядок и условия осуществления данного типа экспертизы (ст. 19-25);
  • полномочия и круг обязанностей заказчиков документации, которые подлежат природоохранной проверке (ст. 26-27);
  • материальное обеспечение ОЭЭ и ГЭЭ (ст. 28-29);
  • виды ответственности за нарушение действующего ФЗ — уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая (ст. 30-34);
  • решение споров. Однако глава состояла из одной статьи 35, которая утратила правовую силу;
  • интернациональные соглашения РФ (ст. 36);
  • заключительные положения (ст. 37-38).

Статьи 7-8, 13, 35 и 38 закона про экологическую экспертизу утратили правовую силу.

Последняя редакция настоящего закона произошла 29 декабря 2015 года, изменения и дополнения вступили в силу в тот же день, а другие вступят только 1-го января 2018 года.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе»

По действующему Федеральному закону осуществляется два вида экологической экспертизы — государственная и общественная. В первом случае она проводится Росприроднадзором и правительственным органом субъектов. Во втором случае осуществляется самостоятельно гражданами и различными общественными организациями, а также органами местного самоуправления. Целью в обоих случаях является охрана окружающей среды и улучшение условий для проживания граждан.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» в действующей редакции можно по ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон про экологическую экспертизу

Корректировки в действующих положениях закона последний раз производились 29 декабря 2015 года. Однако некоторые изменения вступят в силу только в январе 2018 года.

Ознакомьтесь  Закон "О прожиточном минимуме в РФ"

В статье 11 согласно ФЗ «О гос экологической экспертизе» перечисляются объекты ГЭЭ общефедерального уровня. Изменениям подвергся пункт 4-ый. В нем значится, что к объектам гос экологической экспертизы на общефедеральном уровне относятся материалы обоснования лицензий на выполнение определенных работ, которые наносят вред окружающей среде согласно ФЗ «Об использовании атомной энергии». К другим объектам относятся:

  • технические проекты и методические документы в сфере охраны природы;
  • проекты договоров о разделе продукции;
  • проекты по строительству и использованию объектов хоздеятельности, оказывающие влияние на природу;
  • проекты исследования территорий РФ для придания им статуса государственного природного заповедника или области экологического бедствия и т. д.;
  • документы, дающие объяснение смене статуса «государственный природный заповедник» на «национальный парк»;
  • план отмены ведения горных работ с применением отходов производства IV и V уровня опасности;
  • и т. д.

Вследствие последней редакции утратил правовую силу пункт 3-й в статье 12. Действующая статья перечисляет в свою очередь объекты ГЭЭ общерегионального уровня. Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. К объектам такого типа относятся:

  • проекты документов, определяющие общие принципы, характеристики и итоги некоторых видов деятельности по охране природы;
  • план строительства и использования объектов хоздеятельности;
  • материалы для обоснования наделения территорий статусом «особо охраняемые природные территории общерегионального значения»;
  • проектная документация объектов — строительство и преобразование будет осуществляться на охраняемых территориях местного и общерегионального значения;
  • и т. д.;

1-го января 2018 года вступят в законную силу дополнения, внесенные в статью 11 закона про экологическую экспертизу. Она будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 в пункте 7 существующей статьи. Напомним, что в вышеуказанной статье речь идет об объектах ГЭЭ общефедерального уровня.

Согласно подпункту 7.5 к такому роду объектов относят — проектные материалы объектов незавершенного строительства, которые относятся к сфере защиты окружающей среды к объектам первой категории. Исключением является вхождение проектных документов в состав материалов обоснования лицензий, согласно пп.4 ст.11.

Подпункт 7.6 относит к объектам ГЭЭ общефедерального уровня — документацию подтверждения совокупного природоохранного разрешения, согласно ФЗ-7 «Об охране окружающей среды». Это допустимо при следующем обстоятельстве, если вышеуказанная документация не содержит сведения о существовании положительного заключения государственной экологической экспертизы, которая была осуществлена по отношению к объектам, описанным в пп.7.5 ст.11.

 

Бесплатная консультация юриста по телефону: