33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Особо охраняемые природные территории — земельные участки, гидрофитной поверхности и воздушного пространства над ними, где находятся охраняемые территории и спецобъекты, которые имеют природное, научное, культурное значение. По решению органов государственного правления данные территории были частично или полностью исключены из экономического пользования, а также для соответствующих участков был установлен режим особой охраны.

Главным нормативно-правовым актом, который устанавливает нормы, связанные с охраной территорий национального достояния, является Федеральный закон 33 «Об особо охраняемых природных территориях». (Узнайте также последние изменения, внесенные в ФЗ 219 «Об охране окружающей среды«).

Описание закона «Об особо охраняемых природных территориях»

Настоящий Федеральный закон от 14.03.1995 года регулирует взаимоотношения в сфере особо охраняемых природных территориях в целях защиты исключительных природных комплексов и спецобъектов, важных природных образований растительного и животного мира, их генетического ресурса. Ведется изучение соответствующих процессов в биосфере и контроле за изменением ее положения, а также природоохранного воспитания населения.

Государственная Дума приняла закон об ООПТ 15 февраля 1995 года, который был одобрен Советом Федерации 20 февраля того же года.

Структура документа подразделяется на 12 глав:

  • глава 1 (статьи 1-5). Основные положения закона;
  • глава 2 (ст 6-11). Общегосударственные охраняемые заповедники;
  • глава 3 (ст 12-17). Государственные парки;
  • глава 4 (ст 18-21). Природные парки;
  • глава 5 (ст 22-24). Национальные природные заказники;
  • глава 6 (ст 25-27). Мемориалы природы;
  • глава 7 (ст 28-30). Дендрологические парки и агроботанические сады;
  • глава 8 (ст 31-32). Оздоровительные местности и курорты;
  • глава 9 (ст 33-35). Защита особо охраняемых природных территорий;
  • глава 10 (статья 36). Ответственность за несоблюдение режима особо охраняемых природных территорий;
  • глава 11 (статья 37). Международные соглашения в сфере ООПТ;
  • глава 12 (статья 38). Заключительные положения.

Список ООПТ

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ ведется специальный госреестр об особо охраняемых природных территориях, который содержит всю информацию о статусе данных территорий, об их географическом положении и границах. Также в реестр включают данные относительно уникальных животных, постоянно или временно проживающих на особо охраняемой территории.

Правительством Российской Федерации официально определены 7 категорий ООПТ:

  • государственные охраняемые госзаказники (заповедники), в том числе и биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • мемориалы природы;
  • дендрологические парки и агроботанические сады;
  • оздоровительные местности и курорты.

Администрация РФ, служба исполнительного правления субъектов РФ, служба областного самоуправления имеют право устанавливать и другие разновидности особо охраняемых природных территорий.

Госзаказники — учреждения, целью которых является сохранение и исследование естественного роста природных процессов и явлений, генетического ресурса растительного и животного мира, отдельных подвидов и сообществ растений и животных. Согласно закону о заповедниках, национальными охраняемыми биосферными заповедниками считают территории, входящие в международную систему биосферных резерватов, которые осуществляют глубокий экологический мониторинг.

Национальные парки — учреждения, включающие в себя охраняемые природные комплексы и территории, которые несут особенную общеэкологическую, историческую и эстетическую значимость, предназначенные для применения в природоохранных, научных и культурных целях, а также для развития туризма. Закон о национальных парках устанавливает, что в определенных случаях в границах парков могут находиться участки земли других собственников или пользователей.

Природные парки — организации, которые находятся в ведении субъектов РФ, включающие растительные охраняемые комплексы и территории, которые имеют большую общеэкологическую и эстетическую значимость. Данный вид акватории предназначен для применения в природоохранных, просвещенных и восстановительных целях.

Ознакомьтесь  Закон "Об исполнительном производстве"

Главные задачи природных парков:

  • сохранение рельефа;
  • создание хороших условий для отдыха, в том числе и массового;
  • защита рекреационных резервов.

Государственные природные заказники — территории, имеющие особенное значение относительно сохранения или восстановления охраняемых комплексов или их компонентов, а также поддержания общеэкологического баланса. По ФЗ о заповедниках и заказниках, данные территории имеют право находиться в ведении только федеральных служб исполнительного правления в сфере защиты окружающей среды. Госзаказники имеют финансовую поддержку со стороны федерального бюджета.

Мемориалы природы — исключительные, ценные в природоохранном, научном, культурном и общеэстетическом отношении комплексы. В границах их охранных зон строго запрещена любая деятельность, которая может повлечь за собой нарушение сохранности мемориалов.

Дендрологические парки и агроботанические сады. Главной задачей данных учреждений является создание специализированных коллекций растений, чтобы сохранить разнообразность растительного мира. Акватории, находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов, приватизации не подлежат.

Оздоровительные местности и курорты — учреждения, занимающиеся лечением и профилактикой заболеваний, на территории которых есть специальные уникальные растительные резервы. В границах соответствующих местностях и курортов строго запрещена деятельность, которая может привезти к ухудшению качеств ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Скачать ФЗ 33

Защита растительного и животного мира проводится специальной общегосударственной инспекцией. Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вводит уголовную ответственность за несоблюдение режима ООПТ. Ущерб, причиненный охраняемым территориям, подлежит возмещению в соответствии с утвержденным в установленном порядке таксами и способами исчисления размера вреда.

Скачать ФЗ об ООПТ в последней редакции по ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон об ООПТ

Как и большинство законодательных актов, ФЗ №33 «Об особо охраняемых природных территориях» также подвергался изменениям, поправкам и дополнениям. Последние изменения Госдума приняла 18 декабря 2013 года, которые были одобрены Советом Федерации 25 декабря того же года.

Изменениям и дополнениям подвергались следующие статьи:

Статья 1

Было принято решение в пункте 3 ст 1 текст документа «, организации и функционирования национальных охраняемых заповедников и других природоохранных организаций» — исключить. Слова «Федеральным законом» заменить на «настоящим Федеральным законом».

Статья 10

В пункте 1 ФЗ об ООПТ слова «, осуществляющих глобальный экологический мониторинг» — исключить. А в пункте 3 ст 10 слова «о нем» заменить следующим текстом: «о национальном природном биосферном заповеднике».

Статья 15

Был изменен пункт 1 подпункта «б». Согласно новой редакции было заменено слово «природоохранного» на «федерального национального бюджета». Пункт 3 утратил свою правовую силу.

Статья 19

Изменить и изложить в следующей редакции: «Формирование природных парков реализовывается на основании решений высшей исполнительной службы государственной власти РФ.

Статья 29

Слова «дирекциями дендрологических парков или агроботанических садов» в пункте 2 заменить на «соответствующими службами и организациями, выполняющие управление дендрологическими парками и агроботаническими садами».

Нововведения касаются не только изменений и дополнений, некоторые пункты и статьи утрачивают законную силу. В конце декабря 2013 года нормативно-правовую силу утратили следующие статьи, пункты и подпункты: 3 статья; пункты 2, 3 и 4 статьи 8; пункт 3 ст 15; пункт 5 ст 21; глава 8; пункт 2 статьи 30.

Бесплатная консультация юриста по телефону: