Счетная палата представляет собой учреждение, созданное для осуществления государственного контроля и аудита на территории Российской Федерации. Данное учреждение является высшим государственным надзорным органом. Регламентирует деятельность Счетной палаты Федеральный Закон № 41.
Содержание
Описание федерального закона 41
Федеральный Закон «О Счетной палате Российской Федерации» был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года. Члены Совета Федерации одобрили документ 27 марта того же года. В законную силу вступил ФЗ 5 апреля 2013 года.
Рассматриваемый закон регламентирует отношения Счетной палаты при проведении аудита бюджетных сфер (государственного, федерального) c другими ресурсами. Данные отношения направлены на обеспечение и поддержание безопасности государства, а также на социально-экономическое развитие.
Принят настоящий законодательный акт с целью создания парламентского контроля с помощью формирования Счетной палаты, в компетенции которой обеспечить конституционное право населения по средствам проведения действий по государственному контролю.
Правовую основу существования Счетной палаты составляют законодательные акты:
- настоящий ФЗ № 41;
- конституция России;
- принципы и нормы международного права.
Данное учреждение проводит государственный контроль (аудит) только в соответствии со специальными стандартами, установленными законами. Все проводимые действия для осуществления контроля проводятся в соответствии с принципами:
- законности;
- эффективности;
- объективности;
- независимости;
- открытости;
- гласности.
Согласно положениям 5 статьи 41 Закона, в качестве задач Счетной палаты выступают:
- контроль за финансовыми средствами федерального бюджета и внебюджетных фондов, особое внимание направлено на эффективное и рациональное использование денежных средств;
- контроль за результатами достижения специальных целей, направленных на социальное и экономическое развитие России;
- контроль за следованием текстам нормативных актов, также надзор за процессом формирования и распределения финансовых средств;
- разработка предложений, направленных на устранение недочетов, выявленных при надзоре за распределением денежных средств;
- пункт 5 утратил свою законную силу в ноябре 2014 года (последняя редакция рассматриваемого закона приходится на 7 февраля 2017 года);
- проведение процедуры оценивания предоставления налоговых льгот для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из средств федерального бюджета;
- проверка достоверной информации, указанной в отчетах от главных администраторов федерального бюджетного фонда;
- осуществление надзора за передвижением денежных средств государственных бюджетов в Центральном Банке России и в иных кредитных учреждениях;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией.
Деятельность Счетной палаты основана на соблюдении всех вышеуказанных задач и иных действий, описанных в других нормативных актах.
Скачать закон РФ о Счетной палате
Согласно положениям настоящего 41 Федерального Закона в составе Счетной палаты входит множество должностей. Главными из них являются:
- Председатель данного государственного органа;
- Заместитель Председателя Счетной палаты;
- Аудиторы, осуществляющие проведение проверок;
- Аппарат данного учреждения.
Главной руководящей должностью в данном государственном учреждении является Председатель. Члены Государственной Думы выбирают человека на данную должность на срок 6 лет, принятое решение должно соответствовать решению Президента России. Согласно положениям настоящего закона, на должности Председателя человек не может задержаться более чем на два срока (12 лет). По закону, сотрудники Госдумы вправе снять с рассматриваемой должности человека, при возникновении следующих ситуаций:
- Человек, занимающий данный пост, нарушил законодательные нормы;
- Председатель лично хочет уйти в отставку, предоставив при этом соответствующее заявление;
- Глава счетной палаты признан судебной инстанцией недееспособным;
- Утрата доверия, согласно положениям Федерального Закона № 273.
Снятие с должности происходит при решении большинства членов Государственной Думы.
Чтобы узнать какими полномочиями обладает Председатель, что входит в компетенцию Заместителя и аудиторов, необходимо изучить полный текст настоящего закона. Скачать последнюю редакцию настоящего Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации» можно по ссылке.
Изменения в ФЗ 41 о Счетной палате
Последняя редакция рассматриваемого законодательного акта приходится на 7 февраля 2017 года. Однако, все принятые нововведения вступили в законную силу только 28 июня 2017. Редакции подверглась 10 статья 41 ФЗ.
Статья 10
Положения настоящей статьи гласят о запрете Председателю его Заместителю и аудиторам осуществлять некоторые виды деятельности:
- совмещать работу в Счетной палате с работой в государственных учреждениях и местного самоуправления;
- работать в сфере предпринимательства лично или через доверенных лиц;
- принимать участие в хозяйствующих субъектах;
- работать в какой-то оплачиваемой деятельности, за исключением — научной, преподавательской, творческой;
- представлять третьи лица в органах государственной власти;
- предоставлять служебную информацию во внеслужебных целях;
- претендовать на получение гонораров за публикации и выступления по занимаемой должности;
- получать материальную помощь в связи с выполнением своих прямых должностных обязанностей;
- выезжать за границу России за счет финансирования юридических и физических лиц;
- работать в управлении, попечительских и наблюдательных советах;
- принимать участие в политических партиях;
- иметь счета и вклады в соответствии с Федеральным Законом № 79. В последней редакции настоящего 41 закона была добавлена ссылка на 79 ФЗ;
- в обязанности сотрудников Счетной палаты входит неукоснительное указание своих доходов и расходов.
При несоблюдении вышеуказанных пунктов настоящего закона, работников Счетной палаты могут снять с должности и привлечь к ответственности.
Статья 13 ФЗ о Счетной палате
Положения настоящей статьи указывают какие функции выполняет Счетная палата для осуществления своей деятельности:
- проведение контроля в области бюджетов России;
- анализировать законодательные акты, касающиеся принятия бюджетов;
- проверка годовых отчетов глав бюджетов;
- проведение надзора за исполнением федерального бюджета;
- проводить оценивание факторов, влияющих на цели достижения экономического и социального развития.
При последней редакции в 13 статью изменения, дополнения и поправки не вносились.