Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом 442 ФЗ. Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере. Предписываются права и обязанности получателей и поставщиков соответствующих услуг, а также обозначаются те категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.
Описание 442 Закона о социальном обслуживании
Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.
Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:
- общие положения документа;
- полномочия федеральных и региональных органов власти;
- права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
- права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
- предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
- финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
- государственный и общественный надзор и контроль.
В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:
- соблюдение прав человека;
- гуманность;
- уважение достоинства человека и его чести;
- равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
- адресная направленность;
- близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
- формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
- создание привычной и благоприятной среды для человека;
- добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
- конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.
По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому, полустационарно или в стационарной форме. В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения. Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.
Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:
- бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
- медицинские, ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
- психологические, обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
- педагогические, направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
- трудовые, решающие проблемы с трудоустройством;
- правовые, обеспечивающие юридическую помощь;
- коммуникативные, помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.
К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.
Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно в статье:
Скачать 442 ФЗ
Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно здесь. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.
Последние изменения
Изменения в Закон о социальном обслуживании вносились лишь один раз — 21 июля 2014 года, и вступили в силу вместе с общим текстом документа 1 января 2015. Поправки коснулись следующих положений:
- часть 1 ст. 7 и статья 8 соответственно дополнились пунктами 7.1 и 24.1 одного содержания: «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания»;
- в статье 13 Закона 442 ФЗ в ч 2 введен пункт 12.1 о проведении независимой оценки качества предоставления услуг; введена часть 4 об обеспечении технической возможности для граждан выражать свое мнение о качестве на официальных сайтах;
- в закон добавлена статья 23.1.
Указанная статья 23.1 ФЗ 442 регламентирует организацию и порядок проведения независимой оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Таковая определяется как одна из форм общественного контроля над исполнением положений закона. Критериями оценки определяются такие принципы, как:
- открытость и доступность информации;
- комфортность условий;
- доступность получения требуемых услуг;
- время ожидания социального обслуживания;
- доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;
- удовлетворенность граждан в получаемых услугах.
Проводится независимая оценка уполномоченным федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с предписанными нормами законодательства РФ.