Законодательство РФ предусматривает два основных правовых документа, на основе которых осуществляются заказы:
- ФЗ 44 о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд;
- ФЗ 223 (скачать ФЗ 223 о закупках с последними изменениями и комментариями) регулирует обеспечение товарами и услугами для отдельных юридических лиц.
Для понимания отдельных правовых нюансов оба законоположения следует рассмотреть в сравнении.
Закон о закупках 44 ФЗ
Федеральный закон под номером 44 регулирует систему закупок муниципальными и государственными учреждениями. Закон был принят в марте 2013 года, последние изменения приходятся на 7 июня 2017 года. Назначение данного закона — урегулирование обеспечения государственных и муниципальных нужд, открытость в проведении закупок, результативность.
Структурно главы ФЗ 44 регламентируют следующие положения:
- общие принципы и основу для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применение и особенности;
- процедура планирования;
- порядок осуществления закупок по закону, определение поставщиков, исполнение, подтверждение и расторжение заключенного контракта;
- наблюдение и контроль за процедурой;
- процедура обжалования действий или бездействия заказчика или иных участников размещения заказа;
- особенности проведения отдельных видов приобретения товаров.
Правовая основа данного закона позволяет регламентировать права и обязанности сторон, участвующих в проведении соответствующих мероприятий по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Скачать ФЗ 44 в последней редакции можно по ссылке
ФЗ 223
Федеральный закон под номером 223 регулирует проведение закупок отдельными юридическими лицами. Он имеет более узкую специализацию по сравнению с ФЗ 44 и несколько иные цели.
Основным назначением ФЗ 223 является обеспечение единого экономического механизма, в рамках которого будет обеспечиваться взаимодействие поставщиков и заказчиков. Создание такой системы призвано развивать добросовестную конкуренцию и исключить монополизацию рынка, коррупцию и иные злоупотребления.
ФЗ 223 обладает меньшим объемом, однако структурно регулирует схожие аспекты:
- правовые моменты в проведении торгов и конкурсов, основные принципы;
особенности отдельных видов торгов; - информационное сопровождение всей процедуры по закону ФЗ 223;
- создание и ведение реестров договоров;
- проведение оценки и контроль над исполнением условий договоренности;
- контроль над соблюдением положений данного закона и ответственность за их нарушение.
Закон был принят в июле 2011. Последние изменения были также введены в июне 2017 года. Скачать ФЗ-223 в последней редакции можно здесь.
Сравнение ФЗ 44 и ФЗ 223
Чтобы наглядно сравнить оба закона, следует рассмотреть их положения в отдельном порядке.
Федеральный закон под номером 44 | Федеральный закон под номером 223 |
Назначение и цель законоположений |
|
Регулирование всех аспектов, касающихся проведения закупок для государственных и муниципальных нужд на уровне закона, предоставление соответствующих гарантий всем сторонам сделки. | Закон определяет общие положения, которые в индивидуальном порядке могут отличаться друг от друга. Соблюдаются лишь основные принципы открытости, добросовестной конкуренции. |
Заказчики |
|
Государственные и муниципальные учреждения. |
|
Виды закупок |
|
|
Статья 3 указывает на два возможных варианта проведения закупки — организация торгов или проведение конкурса. |
Торговые площадки |
|
Ограниченное количество электронных площадок — до 6 официальных сайтов. | Количество площадок постоянно меняется, доходит до пары сотен. |
Планирование |
|
|
Имеется один документ для планирования, составляемый на год. На закупку инновационной техники, лекарственных или высокотехнологичных средств составляется план на 5-7 лет. |
Условия заключения контракта |
|
Обеспечение контракта для торгов и конкурсов выставляется обязательно;
статья 37 ФЗ 44 предусматривает принятие антидемпинговых мер; ст 22 предусматривает один из способов обеспечения цены контракта — сопоставление рыночной стоимости, нормативное, тарифное, затратное, проектно-сметное; затраты на закупку у малого бизнеса должны составлять не менее 15% от общих показателей. |
Обеспечение регулируется по усмотрению заказчика;
обязательные антидемпинговые меры не предусмотрены; установление начальной или максимальной цен не является обязательным к исполнению; норма закупки составляет не менее 10% для тех заказчиков, которые закупают более чем на 2 млрд рублей. |