Естественная монополия — подвид монополии, которая занимает преимущественное положение на рынке в силу технологичных особенностей производства. Занимается регулированием трудоемких инфраструктур, дублирующее создание которых другими учреждениями экономически невыгодно или технически невозможно. Главным нормативно-правовом актом, регламентирующим цели, нормы, требования, порядок, функции, права и обязанности в соответствующей области является закон о субъектах естественных монополий.
Содержание
Описание ФЗ 147
Настоящий Федеральный закон о монополии от 17.08.95 г. был принят участниками Государственной Думы 17 августа 1995 года. Данное постановление регламентирует законодательные основы общефедеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Основные цели закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, которые гарантируют доступность реализуемого ими продукта для потребителей, а также эффективность их функционирования.
Структура ФЗ 147 о естественных монополиях разделена на 6 глав:
Глава 1 (статья 1-5). Основные положения закона. Рассматривает:
- цели настоящего Федерального закона;
- сферу применения;
- определения общих понятий;
- сферу деятельности;
- службы, которые занимаются регулированием деятельности соответствующих субъектов.
Глава 2 (ст 6-8.1). Национальное регулирование и государственный надзор. В данном разделе представлены:
- методы управления деятельности;
- подробное описание государственного надзора;
- обязанности субъектов;
- стандарты раскрытия сведений.
Глава 3 (ст 9-14). Права и функции органов регулирования. Раздел регламентирует:
- перечень служб регулирования естественных прав;
- права и функции соответствующих органов;
- причины для принятия службами стабилизации естественных монополий решений об использовании определенных методик;
- осведомленность служб стабилизации о принятых ими решениях.
Глава 4 (ст 15-20). Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона. В данном разделе представлены основные последствия нарушений, а также порядок возмещения убытков. Статьи 16, 18,19 утратили свою правовую силу.
Глава 5 (ст 21-25). Порядок утверждения предписаний и порядок их обжалования. Рассматривает:
- процедуру утверждения о введении, изменении или полного прекращения стабилизации деятельности соответствующих субъектов;
- причины рассмотрения нарушений относительно закона №147;
- процедура осуществления предписаний;
- порядок обжалования решений.
Глава 6 (ст 26-27). Заключительные положения законодательства.
Последние изменения, внесенные в ФЗ «О естественных монополиях»
В начале 2008 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение внести существенные изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Нововведения — совокупность мер, способствующих развитию конкуренции на рынках РФ.
Основные изменения и дополнения:
- был введен понятийный аппарат;
- были закреплены дополнительные сферы деятельности рассматриваемого закона, такие как: служба централизованного водоснабжения и водоотведения; служба по аэронавигационному обслуживанию;
- разграничили рынки сетевых и конечных услуг, а также были утверждены рынки по оказанию услуг и рынки доступа. В последней редакции данного нормативно-правового акта регламентируются тарифообразования конечных услуг;
- установление тарифов. ФАС ввел целый ряд методик, которые направлены на повышение эффективности национального ценового тарифного регулирования;
- ответственность конкурсных процедур при исполнении сделок на право пользования главными средствами субъектов, которые находятся в общегосударственной или муниципальной собственности, с учетом как общих требований антимонопольных актов, так и специального положения;
- субъекты естественных монополий обязаны утверждать инвестиционные программы с федеральными субъектами РФ муниципального образования;
- установлены правила и принципы гарантирования недискриминационного доступа покупателей к производимым продуктам;
- отказ от процесса контроля сделок, которые утверждены законом о естественных монополиях №147;
- были разграничены права и обязанности между службой по тарифному регламентированию естественных монополий, антимонопольной службой и отраслевыми федеральными службами исполнительного правления.
Каждая служба правления, имеющая полномочия относительно регулирования и контроля естественной монопольной области деятельности, обязательно должна иметь определенные права и обязанности, а также обязана нести ответственность за принимаемые решения.
Перечень организаций
Деятельность данных субъектов устанавливается в соответствии со специальными законодательными актами, которые включаются в реестр. Его ведением занимается Федеральный орган по тарифам. В перечень входят только те субъекты, в отношении которых устанавливается общегосударственное регулирование и надзор с целью определения цен тарифов.
Выделяется 3 вида организаций:
- реестр по субъектам в ТЭК;
- реестр по субъектам на транспорте;
- реестр по субъектам в сфере связи.
Скачать закон о субъектах естественных монополий
В области общественного потребления присутствует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, которые могут негативно сказываться на уровне жизни всего населения. Во-первых, это касается повышения тарифов и цен организациями-монополистами, которые приводят к росту издержек производства в иных отраслях, то есть и к росту цен на другие товары. Именно поэтому существует необходимость общегосударственного регулирования таких учреждений со стороны специальных административных служб.
Скачать Федеральный закон №147 «О естественных монополиях» по ссылке.