Социальная защита населения — это предоставление инвалидам и другим категориям нетрудоспособных лиц соответствующих услуг. Подобные меры позволяют удовлетворить социальные потребности определенных групп граждан Российской Федерацией.
Под общественным обслуживанием понимается деятельность служб, которые предоставляют поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Поддержка состоит из следующих видов услуг, предоставленных пожилым людям и инвалидам:
- Бытовых;
- Медицинских;
- Психолого-педагогических;
- Социально-правовых;
- Материальной помощи.
Учреждения и предприятия, которые предоставляют услуги обществу (пожилым людям и инвалидам), называются социальными службами. Их деятельность регулируется общепринятым Российским законодательством о пожилых людях в РФ.
Содержание
Законы о пожилых людях в РФ
В Российской Федерации действуют несколько законов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и пожилыми людьми.
Список законов о пожилых людях и инвалидах в РФ:
- Конституция РФ. Она гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение;
- ФЗ №178 «О государственной социальной помощи» регулирует правовые основы для следующих категорий граждан:
- Малоимущих семей;
- Одиноко проживающих жителей;
- Других категорий граждан, которые предусматриваются в настоящем ФЗ;
- Федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он создает государственную политику в отношении пожилых граждан и инвалидов, цель которой является обеспечение равных прав на защиту с другими гражданами РФ;
- ФЗ №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Основная цель ФЗ — обеспечение защитой инвалидов и пожилых граждан. В настоящий момент утратил силу.
Описание Федерального закона 122
Федеральный закон №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утратил свою силу. Теперь вместо него действует закон №442 «Об основах социального обслуживания». Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Последние изменения были внесены 21 июля 2017 года.
ФЗ №442 определяет:
- Обязанности организаций, которые обслуживают граждан в пожилом возрасте и других нетрудоспособных лиц;
- Вопросы в экономической, правовой и организационной сфере;
- Права учреждений, которые занимаются государственной деятельностью;
- Обязанности/права инвалидов и пожилых людей.
Настоящий Федеральный закон действует в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан с постоянным местом жительства на территории РФ. Также под действия ФЗ попадают индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые оказывают поддержку гражданам.
Закон состоит из 10 глав и 37 статей.
Краткое содержание ФЗ №442:
- Глава 1 — Описывает общие положения настоящего ФЗ;
- Глава 2 — Перечисляет полномочия органов государственной власти РФ в области социального обеспечения;
- Глава 3 — Перечисляет обязанности и права получателей социальных услуг (пожилые люди и инвалиды);
- Глава 4 — Перечисляет права и обязанности поставщиков;
- Глава 5 — Описывает способы предоставления обслуживания;
- Глава 6 — Перечисляет формы и виды услуг пожилым людям и инвалидам;
- Глава 7 — Описывает способы организации предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам;
- Глава 8 — Перечисляет способы оплаты за предоставленную общественную поддержку;
- Глава 9 — Осуществляет контроль за качественным обслуживанием социальных нужд общества;
- Глава 10 — Описывает переходные и заключительные положения.
Скачать
Правила обслуживания пожилых людей и инвалидов перечислены в Конституции Российской Федерации. Они направлены на соблюдение прав человека и уважение достоинства и личности каждого гражданина РФ.
Основные принципы Федерального закона №442:
- Предоставление социального обслуживания всем лицам, вне зависимости от:
- Возраста;
- Национальности;
- Языка;
- Расы;
- Происхождения;
- Отношения к религии;
- Места жительства.
- Предоставление обслуживания на дому;
- Сохранение привычной обстановки при оказании социальных услуг пожилым и инвалидам;
- Конфиденциальность;
- Добровольность.
Личная информация о гражданине, которому оказывается поддержка, является конфиденциальной. Ее запрещается передавать третьим лицам. За разглашение конфиденциальной информации служба привлекается к ответственности, которая предусматривается настоящим Федеральным законом. Распространять подобные данные можно только после предоставления согласия от получателей соц. услуг пожилых и инвалидов.
Чтобы скачать Федеральный закон №422 с изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.
Изменения в законе о пожилых и инвалидах
Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон №442 были внесены 21 июля 2017 года.
Статья 7
Ст 7 была дополнена пунктом 7.1. В нем говорится о том, что для оценки качества предоставляемых услуг создается независимая организация социального обслуживания.
Статья 8
Ст 8 была дополнена пунктом 24.1. В нем говорится о том, что для организации, которая проводит независимую оценку, создаются специальные условия.
Статья 13
Ст 13 была дополнена пунктом 12.1. Его суть состоит в том, что решение о проведении независимой оценки принимает федеральный орган исполнительной власти.
Ч 4 статьи 13 была полностью изменена. Теперь для того чтобы выразить собственное мнение или оставить отзыв после оказания услуг пожилым и инвалидам, можно зайти на официальный сайт и выразить свое мнение в письменной форме.
Статья 23.1
Ст 23.1 появилась после внесения последних изменений. В ней также говорится о предоставлении независимой оценки качества оказания услуг. Показатель качества — это один из методов контроля, благодаря которому появляется возможность увеличить эффективность предоставляемых услуг пожилым и инвалидам.
Критерии для оценки качества:
- Открытость информации;
- Комфортные условия в период предоставления услуг;
- Время ожидания;
- Компетентность, вежливость и доброжелательность сотрудников компании, которая обеспечивает качественным обслуживанием.
Независимая оценка качества оказанных услуг осуществляется в порядке, который предусматривается настоящим Федеральным законом.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или другое государственное управление могут самостоятельно создавать общественные советы, которые будут оценивать эффективность их деятельности.