Физические и юридические лица руководствуются правом на использование товарного знака только на той территории страны, где он был зарегистрирован. Для этого необходимо получить соответствующее разрешение в государственных органах. В странах Европейского Союза торговую марку можно зарегистрировать на международном уровне, что дает право пользоваться ею в любой стране.
Содержание
Что такое товарный знак?
Товарный знак — это законное обозначение товаров или услуг индивидуального предпринимателя или юридического лица, который занимается предпринимательской деятельностью.
Существуют несколько видов обозначений для определения торговой марки:
- Словесное;
- Изобразительное;
- Комбинированное.
Законодательство предусматривает законное право на использование товарного знака. Оно (право) подтверждается разрешающим документом на применение торговой марки. Лицо, которое зарегистрировало торговую марку, может использовать ее при продаже своих товаров. Также владелец может распоряжаться ею по своему усмотрению и запрещать использование торговой марки третьими лицами.
Чтобы подать заявку на регистрацию, необходимо самостоятельно обратиться в Патентное ведомство. Если самому посетить государственное учреждение не получается, пишется доверенность, которая заверяется у нотариуса.
Обратите внимание: для каждой отдельной торговой марки или знака обслуживания создается индивидуальная заявка.
Закон о товарных знаках
Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» №3520 утратил свою силу. Взамен его вступила в силу часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она определяет отношения, которые возникают между предпринимателями в области товарных знаков. Новая глава Кодекса описывает права, на основании которых можно использовать торговую марку.
Часть 4 Гражданского кодекса РФ была принята Государственной Думой 24 ноября 2006, а одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года. Несмотря на это, закон вступил в силу 1 января 2008 года.
Краткое содержание 4 части ГК РФ:
- Перечисление прав на фирменное наименование;
- Перечисление прав на товарный знак и марку обслуживания;
- Перечисление прав на наименование происхождения торговой марки;
- Перечисление прав на коммерческое обозначение.
Нужно учесть, что без разрешения на использование товарного знака никто не может им пользоваться. Если было выявлено незаконное использование чужой торговой марки, предприниматель привлекается к административной или уголовной ответственности согласно статье 1311 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Чтобы скачать четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, перейдите по ссылке.
Процедура регистрации товарного знака
Чтобы зарегистрировать торговую марку, первым делом подается заявка в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (кратко — ФИПС). После поступления запроса в государственный орган, ему присваивают регистрационный номер. Ниже представлен список необходимых документов для регистрации торгового знака.
Необходимые документы:
- Заявление;
Оно пишется на русском языке и содержит официальную просьбу о регистрации товарного знака.
- Квитанция об оплате пошлины;
Размер государственной пошлины предусматривается законодательством.
- Заявляемое обозначение;
Предоставляется то индивидуальное обозначение, которое будет зарегистрировано.
- Доверенность на имя представителя;
Заявитель может воспользоваться услугами патентного поверенного или другого специалиста, который будет выступать в качестве посредника. Поэтому к основным документам следует предоставить и доверенность. Она предварительно подписывается заявителем и подтверждается нотариусом.
Следует отметить, что если в заявке присутствуют документы, написанные на иностранном языке, ведомству необходимо предоставить их перевод на государственный язык.
После сбора документов и дальнейшей передачи в патентное ведомство, заявка анализируется экспертной комиссией.
Критерии для анализа заявки на регистрацию товарного знака:
- Проверка введенных данных в заявку;
- Проверка оплаты государственной пошлины при подаче заявки;
- Проверка наличия полного пакета документов и их оформление по установленным требованиям Гражданского кодекса РФ.
Срок проведения экспертизы — один месяц с момента подачи заявления.
Если комиссией выносится положительное решение, заявитель в течение короткого срока получит уведомление об этом.
Затем заявка должна пройти еще одну экспертизу. Проверяются основания, по которым в регистрации товарного знака может быть отказано в соответствии со статьей 1483 ГК РФ.
Экспертиза проводится согласно следующим критериям:
- Поиск похожих торговых марок, которые уже были зарегистрированы государством;
- Определение процента сходства найденных совпадений в государственной базе;
- Выявление сходства марок для одних и тех же товаров и услуг, которые уже были зарегистрированы.
В некоторых случаях при проведении подробного анализа государственные органы могут запросить дополнительную информацию у заявителя.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (бывший закон о торговых знаках) нет точного срока, в течение которого товарный знак заявителя будет зарегистрирован. На практике срок рассмотрения заявки может длиться до 15 месяцев. По окончанию этого периода Патентное ведомство уведомит о своем решении о регистрации либо об отказе в регистрации торговой марки.
В случае принятия положительного решения, после оплаты государственной пошлины товарный знак регистрируется и заносится в Государственный реестр. Затем информация о нем публикуется в специальном документе «Товарные знаки», который создается Российским Патентным ведомством.
Свидетельство о регистрации выдается через два месяца после передачи информации в Патентное ведомство о том, что оплата государственной пошлины была подтверждена. Документ на торговую марку действует в течение 10 лет. Срок действия свидетельства может продлеваться несколько раз.