Внутренние морские воды являются составной частью Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон был принят с целью урегулирования отношений, которые связанны с вхождением иностранных судов во внутренние воды РФ. Единовременно один порт может принять не более трех кораблей. Также в ФЗ-155 прописаны правила охраны окружающей среды и сохранности внутренних вод.
Содержание
Описание федерального закона 155
Федеральный закон №155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 июля 1988 г. Одобрен законодательный акт был 17 июля того же года. Вступил в силу ФЗ-155 31 июля 1988 года. Поправки в закон будут внесены 31 октября 2017 года.
Краткое содержание Закона о внутренних водах:
Глава 1 — содержит 5 статей и регламентирует общие положения Настоящего закона.
Глава 2 — включает в себя 20 статей и описывает особенности правового режима морских портов РФ, их внутренних вод и территориального моря.
Глава 3 — содержит 2 статьи, в которых описывается прилежащая зона РФ.
Глава 4 — включает в себя 10 статей и описывает морские научные исследования.
Глава 5 — содержит 9 статей, в которых регламентируется порядок защиты и захоронения морской среды и природных ресурсов.
Глава 6 — включает в себя 2 статьи, которые отвечают за выполнение положений, обозначенных в Настоящем Федеральном законе.
Глава 7 — содержит 3 статьи о заключительных положениях ФЗ.
В ФЗ-155 прописано понятие внутренних морских вод РФ и относящиеся к ним водоёмы:
- портов РФ;
- заливов, лиманов, бухт и губ, если ширина каждого из них не более 24 морских миль;
- заливов, лиманов, морей и проливов, у которых ширина входа превышает 24 морские мили.
В законе также прописано понятие территориального моря и то что его понятие относится ко всем островам, находящимся на территории России. Внешняя граница территориального моря относится к гос границе РФ.
В ФЗ-155 обозначены исходные линии по которым мерится ширина территориального моря:
- линия наибольшего отлива, которая расстилается вдоль берега. Она обозначена на всех морских картах России;
- система прямых исходных линий, чья длина превышает 24 морские мили;
- прямые линии, чья длина не достигает 24 морские мили;
- прямая линия, которая проводится поперек устья реки и впадает в море.
Правительство утверждает географические точки всех исходных линий и публикует данные в «Извещениях мореплавателям».
Согласно ФЗ-155 правовой режим в море един для всех портов, находящихся на территории РФ.
Скачать закон о внутренних водах
Федеральный закон №155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» содержит 7 глав и 43 статьи.
Правительство РФ объявляет список морских портов, которые могут быть открыты для иностранных кораблей. Данный список публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Хотите подробнее ознакомится с ФЗ-155? Скачайте его тут.
Изменения в ФЗ 155
Изменения в ФЗ-155 будут внесены 31 октября 2017 года. В будущей редакции будет изменена 16.1 статья.
Статья 16.1
В название статьи будет добавлено предложение «особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов». Пункт 1 ст 16 тоже будет изменен. В него будет добавлено предложение: «осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки».
В пункт второй настоящей статьи будет добавлена информация того же типа, что и в п 1, а также предложение об исключении плана эвакуации и ликвидации. В статью 16.1 пункт 2 будет добавлен один подпункт.
Ниже будут рассмотрены статьи, которые не будут изменены, но содержат важные аспекты.
Статья 6
В ст 6 регламентируется порядок захода иностранных судов в морские порты. Все коммерческие и некоммерческие суда, кроме военных и государственной важности, могут входить в открытые порта РФ. В случае, если у российских судов есть ограничения на вход в морские порта в других странах, Правительство РФ праве тоже наложить запрет.
Согласно положениям 6 статьи на иностранные суда и находящимся на них экипажах и работников распространяется уголовная, гражданская и административная ответственность, предусмотренная российским законодательством.
В ст 6 обозначены нормативные акты, которые иностранные судна обязаны соблюдать, находясь на российской территории:
- Законодательство РФ в области обеспечения безопасности судов и регулирования их движения;
- санитарные, иммиграционные, пограничные, фискальные и другие правила, установленные законом РФ;
- правила, обозначенные для морских портов;
- правила, прописанные для въезжающих и выезжающих судов;
- международные нормы и стандарты.
Ст 6 регламентирует правила выхода судна из морского порта. Прежде всего главному на корабле необходимо запросить разрешение у капитана порта. Тот в свою очередь запрашивает разрешение у должностных лиц федерального органа исполнительной власти по безопасности и таможенному делу.
Статья 9
В ст 9 регламентируются правила вынужденного захода иностранных-военных кораблей, иностранных судов и других госсуден во внутренние морские воды, территориальные и в морские порты. Вынужденный заход во внутренние воды может быть при следующих чрезвычайных ситуациях:
- авария, стихийное бедствие или шторм, которые угрожают жизни находящегося на судне экипажа;
- ледоход или ледовые условия, которые ставят под угрозу существование иностранного корабля и его экипажа;
- буксировка иностранного корабля, который был поврежден в момент плавания;
- доставка раненых или утонувших людей;
- необходимость в оказании срочной медицинской помощи членам экипажа иностранного судна.
В ст 9 обозначено, что у всех иностранных судов или кораблей есть возможность воспользоваться правом экстренного захода во внутренние воды. В соответствии с нормами международного права, государством исключается дискриминация. Чтобы воспользоваться правом экстренного захода во внутренние воды, капитан судна должен отправить сообщение в ближайший порт.
Сообщение должно содержать:
- название иностранного судна или корабля;
- название государства откуда отплыл корабль;
- имя и фамилия капитана;
- тип двигательной установки — ядерная или обычная;
- причина экстренного захода во внутренние воды;
- наличие на борту запрещенных предметов и ядерных установок;
- планируемое время захода;
- вид помощи в которой нуждается экипаж и другие сведения.
На основании всех полученных данных федеральный уполномоченный орган изучает экстренность ситуации и принимает решение о разрешении или отказе кораблю в экстренном заходе во внутренние воды порта.
Статья 13
В 13 ст ФЗ-155 регламентируется список правил, по которым иностранное судно или корабль могут осуществить проход через территориальное море и внутренние воды. Они должны соблюдать Законодательство и правила РФ в отношении:
- безопасности судоходства и прохождения кораблей;
- защиты средств навигации;
- сохранения водных ресурсов;
- охраны окружающей среды и другие.
Согласно положениям ст 13 одновременно во внутренние воды одного морского порта могут заходить не более трех судов.
Статья 24
В ст 24 обозначен процесс проведения научных исследований во внутренних водах. Исследования должны проводиться мирным путем и не создавать угрозу военной обороне государства.
Исследования во внутренних водах проводятся российскими юридическими и физическими лицами.