Водный закон РФ: последняя редакция

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В экономическом, социальном и сельскохозяйственном развитии Российской Федерации важную роль играют водные ресурсы. Это реки, озёра, моря, пригодные для организации всевозможных хозяйств. Водные богатства России поражают своей обширностью. Одних только рек на территории РФ 120 000. В целях охраны ресурсов и регулирования взаимодействий в сфере водных отношений разработан и принят настоящий закон.

Описание закона о водопользовании РФ

Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» N 73-ФЗ принят Госдумой 12 апреля 2006 года и одобрен Советом Федерации 26 мая того же года. Настоящий нормативный акт вступил в силу 3 июня 2006 года. Действительным законом регламентируются имущественные и социально-экономические отношения, возникающие в сфере хозяйства, связанного с эксплуатацией вод Российской Федерации. Нормативы кодекса направлены на защиту общественных вод Российской Федерации.

Действительный закон состоит из 7 глав и 69 статей. Последний Федеральный закон, вносящий поправки в ВК РФ, был принят 31 декабря 2016 года.

В перечень актуальных понятий, используемых в настоящем законе, входят следующие (ст. 1):

  • Акватория — ограниченное территориально бассейновое пространство;
  • Водные ресурсы — воды, протекающие по земной поверхности и под ней;
  • Водный фонд — общий объём всех эксплуатируемых вод Российской Федерации;
  • Водопользователь — гражданин или предприятие, потребляющее водные ресурсы в личных или коммерческих целях;
  • Водохозяйственная система — совокупность объектов для предоставления рационального использования вод;
  • Донный грунт — грунт, извлечённый со дна бассейнового объекта при возведении сооружений гидротехники;
  • Дренажные воды — воды, дренаж которых совершается в целях наполнения акваторий;
  • Негативные воздействия — эрозионные процессы и размыв береговой линии, затопление;
  • Охрана объектов — действия, нацеленные на защиту и сохранение ресурсов воды в РФ.

Согласно рассматриваемому кодексу, главными принципами законодательства о водных ресурсах являются:

  • Важность водных ресурсов в жизнедеятельности каждого гражданина Российской федерации;
  • Исключение негативного влияния эксплуатации вод на окружающую среду;
  • Эксплуатация вод для питья и быта, как приоритетное использование;
  • Равные юридические права частных лиц и предприятий в сферах эксплуатации и приобретения ресурсов как частной собственности;
  • Платная эксплуатация вод;
  • Вознаграждение и финансовое стимулирование охраны бассейновых ресурсов.

В случае незаконных действий в отношении вод Российской Федерации, уличённые в этом лица несут уголовную и административную ответственность. Обязательной мерой наказания, согласно действительному кодексу, является возмещение нанесённого ущерба.

Охрана и защита ресурсов по Водному кодексу

Согласно тексту ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, охрана и защита вод осуществляется собственниками. Согласно действительному кодексу и установленным в нём нормативам закона об охране водных ресурсов РФ, рассматриваемые объекты необходимо охранять от следующих видов загрязнения:

  • Отходами производства и бытового потребления;
  • Загрязнения по причине аварийных ситуаций;
  • При проведении строительных операций;
  • Ликвидирования в водном пространстве ядерных и радиоактивных отходов;
  • Сброс в морские просторы речного донного грунта.
Ознакомьтесь  ФЗ "Об экологической экспертизе": последняя редакция

Согласно тексту кодекса, от неправомерного загрязнения должны быть защищены и болота РФ. Эксплуатация болотного грунта и самих территорий не должна наносить вред окружающей среде и фауне российских болот (ст. 57).

Уничтожение ледников и выброс на их территории сточных вод и ядохимикатов запрещены нормативами актуального кодекса (ст. 58, п. 1). В случае изъятия льда, должна быть сохранена фактическая целостность ледника.

Настоящим кодексом запрещается использования сточной воды для орошения и удобрения сельскохозяйственных угодий. Этот запрет связан с несоответствием данной жидкости санитарным нормам (ст. 59 рассматриваемого кодекса).

Согласно постановлениям ст. 67 актуального кодекса, в связи с загрязнением и природными стихийными аномалиями, могут возникнуть чрезвычайные ситуации. При строительстве дамбы в качестве защиты от затопления допустимо использовать донный грунт.

Данным кодексом и действительным законодательством РФ бассейновые ресурсы представляющие собой эстетические, оздоровительные, культурные и заповеднические объекты, охраняются особо тщательно (ст. 66). Проведение любых работ в подобных местах, включая археологические, строго регламентированы настоящим кодексом и Федеральным законом N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принятым 25 июня 2002 года.

Последние изменения, внесенные в водный кодекс РФ

Последние поправки в актуальный кодекс внесены 31 октября 2016 года посредством Федерального закона «О внесении изменений в статью 28 Водного кодекса Российской Федерации» N 384-ФЗ.

В текст части 2 указанной статьи были внесены следующие поправки:

  • Первый абзац в новом изложении гласит, что в Российской Федерации определяется 21 бассейновый округ;
  • Добавился 21 бассейновый округ Российской Федерации — Крымский.

В итоге, согласно последним поправкам ст. 28 актуального кодекса, на территории РФ обозначены следующие бассейновые округи:

  • Балтийский;
  • Баренцево-Беломорский;
  • Двинско-Печорский;
  • Днепровский;
  • Донской;
  • Кубанский;
  • Западно-Каспийский;
  • Верхневолжский;
  • Окский;
  • Камский;
  • Нижневолжский;
  • Уральский;
  • Верхнеобский;
  • Иртышский;
  • Нижнеобский;
  • Ангаро-Байкальский;
  • Енисейский;
  • Ленский;
  • Анадыро-Колымский;
  • Амурский;
  • Крымский.

Ранее существенные поправки в рассматриваемый кодекс производились 28 ноября 2015 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 357-ФЗ. Основные изменения произошли в ст. 27 Водного кодекса РФ. Указанная статья дополнена пунктами 4 и 5.

Пункт 4 в новой редакции гласит, что органы местного управления в сфере водных отношений, помимо выполнения обязанностей собственника, уполномочены регулировать общественные питьевые и бытовые ресурсы. В их обязанности входит своевременное предоставление гражданам информации об ограничении или временном прекращении водоснабжения. Согласно тексту пункта 5, указанными выше органами устанавливаются нормативы потребления бытовой и питьевой воды.

Водный кодекс в последней редакции

Для детального изучения концепций, внедрённых Федеральным законом «Водный кодекс Российской Федерации» N 73-ФЗ необходимо ознакомиться с его актуальными положениями. Скачать текст ФЗ об охране водных объектов и закона о защите водных ресурсов можно по ссылке:

Бесплатная консультация юриста по телефону: