Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, который руководит судебными делами, опираясь на положения Конституции РФ.
Судопроизводство регулируется Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», который определяет:
- полномочия;
- порядок;
- деятельность Конституционного суда.
В состав Конституционного суда входят 19 судей. Они назначаются Советом Федерации и одобряются Президентом Российской Федерации.
Описание закона
Федеральный закон о конституционном суде был принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1994 года, а одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.
Конституционный Суд РФ независим от любых других государственных органов в следующих отношениях:
- Материально-технических;
- Финансовых;
- Организационных.
Конституционный суд финансируется за счет федерального бюджета. Государственный фонд ежегодно выделяет денежные средства, необходимые для обеспечения их деятельности. Он вправе самостоятельно распоряжаться выделенными финансами. Итоговая сумма не может быть меньше по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Так же существует закон о мировых судьях. Кто к ним относится и что в их компетенции, читайте в статье:
Изменения в законе о КС РФ
28 декабря 2016 года в ФКЗ были внесены последние изменения. В частности, были внесены поправки в следующие статьи: 75, 79, 80, 87, 100, 103, 104.
Статья 75
Пункт 10.1 ст 75 настоящего закона был изменен. В нем изменилась формулировка решения КС. Если заявитель просит пересмотреть дело и у него есть все основания для этого, уполномоченное лицо возобновляет судопроизводство.
Статья 79
Ч 4 ст 79 настоящего закона была изменена. Основная суть статьи заключается в том, что каждый ранее принятый нормативный акт должен быть проверен на соответствие всех норм, которые выдвигаются Конституционным судом. В случае несоответствия нормативного акта, суд должен восполнить этот пробел и создать новый документ. Новый нормативный акт должен содержать закон об отмене предыдущего документа.
Статья 80
Ст 80 настоящего закона была полностью изменена. Она обязывает государственных органов и должностных лиц привести нормативные акты в тот вид, который соответствует нормам Конституции РФ.
Иногда нормативный акт не соответствует ранее принятому постановлению КС РФ. В этом случае ошибка в правовом регулировании устраняется путем отмены действия документа или изменения его предназначения.
Правительство РФ в течение полугода после публикации постановления КС РФ вносит в Государственную Думу проектный документ нового федерального Конституционного закона.
Статья 87
Ст 87 настоящего закона гласит о том, что в течение полугода после публикации решения КС РФ нормативный акт должен быть изменен или признан недействительным. Если в течение этого периода документ продолжает действовать, то должностное лицо или государственный орган протестует или обращается в суд с требованием о признании подобного нормативного акта недействительным.
Статья 100
Содержание ст 100 настоящего закона было полностью изменено. В случае нарушения свобод граждан и конституционных прав суд основывается на решениях, список которых перечислен в статье 87 настоящего Федерального конституционного закона.
Суд может принять решение, опираясь на пункт 1.1 или часть 2 статьи 87. В таком случае дело будет пересмотрено компетентным органом в стандартном порядке.
Граждане или группа лиц могут обратиться в КС на основании статьи 96 настоящего Федерального конституционного закона.
После рассмотрения дела им возмещаются следующие виды расходов за счет средств федерального бюджета:
- Государственная пошлина;
- Оплата услуг представителей в суде;
- Оплата за проживание и проезд представителей и заявителей, список которых представлен в явке на судебное заседание;
- Почта;
- Денежная компенсация за утраченное время.
Статья 103
Ст 103 настоящего закона была полностью изменена. Производство по делу приостанавливается до принятия постановления КС РФ.
Статья 104
Ст 104 настоящего закона описывает варианты итоговых решений и пределы проверки. Также изучаются варианты итоговых решений при рассмотрении судебного дела.
Скачать закон о Конституционном Суде РФ
Федеральный конституционный закон описывает срок действия полномочий судьи. В частности, в статье 12 описано, что его полномочия не ограничиваются конкретным сроком. Судья вступает в должность сразу после принятия присяги. По достижению 70-летия, его полномочия прекращаются. Но все дела с его участием он обязан довести до конца.
Судебный состав судей должен составлять не менее 2/3 от общего числа судей. Если в случае увольнения или выбытия число судей будет недостаточным, уполномоченное лицо продолжит выполнять свои текущие обязанности до назначения на должность нового судьи.
Конституционный суд обязан проводить судебное заседание непрерывно. Исключением являются ситуации, в которых участникам необходимо время для подготовки к дальнейшему процессу разбирательства. Для устранения обстоятельств, препятствующих обычному ходу заседания, судье также потребуется определенное время.
Судебное заседание проводится на государственном (русском) языке. Если в качестве представителя или заявителя выступает иностранный гражданин с незнанием русского языка, ему разрешается пользоваться услугами переводчика.
Судебное заседание Конституционного Суда Российской Федерации ведется в устной форме. Уполномоченное лицо в ходе рассматриваемого дела заслушивает объяснения двух сторон, свидетелей и анализирует показания экспертов.
Конституционный Суд РФ начинает заседание после того, как председатель сообщает, какое дело подлежит к рассмотрению. Также он проверяет явку участников процесса и полномочия представителей сторон. В случае неявки одного из участников, он ставит вопрос о возможности проведения судебного заседания. В его обязанности также входит разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей, а также ответственность в случае дачи ложных показаний.
Желаете проанализировать последнюю редакцию Федерального конституционного закона с внесенными изменениями и дополнениями? Скачайте его по ссылке.
Так же предлагаем изучить основные положения 75 ФЗ о Негосударственных Пенсионных Фондах.