Церковное имущество включает в себя совокупность движимых и недвижимых объектов, а так же денежных единиц, акций и других ценных бумаг, находящихся в распоряжении церкви. Положение наличия церковного имущества определяется юридическим и богословским аспектами. Основой церковного имущества являются добровольные пожертвования как со стороны государства, так и от частных граждан. Особого внимания требует передача в распоряжении церкви культовых архитектурных сооружений. Для урегулирования возникающей в этой сфере юридических отношений был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.
Содержание
Описание федерального закона 327
Федеральный закон Российской Федерации «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» N 327-ФЗ принят Госдумой 19 ноября и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 30 ноября того же года. Текст Федерального закона 327-ФЗ состоит из 12 статей.
Действительный Федеральный закон регламентирует порядок безвозмездного оформления в собственность церквей федеральных, муниципальных и частных субъектов. Закон о передаче церковного имущества так же регламентирует юридические и социальные отношения, возникающие в указанной сфере.
Положения настоящего нормативного акта не распространяется на переданные в церковное распоряжение музейные и коллекционные ценности и документацию Национального библиотечного фонда. Процедуры с указанными материалами регулируются законодательством об архивном деле в Российской Федерации и Федеральным законом о Библиотечном деле.
В рамках используемой в тексте рассматриваемого закона основной терминологии существуют следующие понятия (ст. 2):
- Имущество религиозного назначения — недвижимость культово-религиозного наследия, включающая в себя архитектурные памятники народа Российской Федерации, передаваемые в распоряжения официальным религиозным органам;
- Уполномоченный орган — орган государственной власти или местного управления, передающий в церковное пользование указанную недвижимость.
Передача культового архитектурного сооружения для церковных нужд осуществляется с учётом конфессии данного церковного органа (п. 4, ст. 3). Передача церковного имущества, раннее отданного в пользование церкви, другой культовой организации может быть осуществлена исключительно в случаях прекращении действия прав предыдущих собственников.
Основные положения действительного нормативного акта
Согласно тексту статьи 4 настоящего закона, церковное имущество может быть передано служителям веры как:
- Абсолютная собственность;
- Объект на временное безвозмездное пользование с ограниченным сроком.
Объект предоставляется на временное пользование церкви в случаях если:
- Не может быть отчуждён из федеральной собственности или собственности муниципалитета;
- Его передача была инициирована самим культовым органом;
- Не является церковно-культовым сооружением.
Статья 5 настоящего Федерального закона о церковной реституции постановляет, что при передаче в церковное имущество памятников культуры и архитектуры Российской Федерации, принимающая сторона обязуется обеспечить необходимый уход и охрану предоставляемым объектам. К подобным строениям относятся старинные православные храмы и церкви времён средневековья.
Плановый документ о передаче недвижимости церкви содержит следующие пункты:
- Перечень предполагаемых к передаче объектов;
- Наименования юридических лиц, обладающих правом управления рассматриваемым имуществом;
- Названия органов государственной или местной власти, владеющих указанными зданиями на данный момент;
- Список допустимых мероприятий по передаче прав на собственность;
- Информация об источниках финансовой поддержки мероприятий;
- Другая информация в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно тексту статьи 7 настоящего закона, решение о передачи недвижимого имущества в распоряжении церковных служителей принимается уполномоченными органами в течении 30 рабочих дней с момента подачи заявления. В момент рассмотрения данного прошения поступление других аналогичных заявлений не допустимо.
Уполномоченный орган вправе вынести решение об отказе в предоставлении объектов в церковное имущество (ст. 8). Причины отказа могут быть следующими:
- Рассматриваемое строение не представляет собой культовый объект;
- Цели религиозной организации не соответствуют положениям данного Федерального закона;
- Культовые организации являются иностранными;
- Постановлением суда вынесено решение о другом предназначении рассматриваемого объекта;
- Архитектурное строение находится в пользовании другой религиозной культово-религиозной организации.
Текст статьи 11 действительного Федерального закона гласит, что все имущественные операции, производимые с представителями церкви, не могут быть негласными. Представитель уполномоченных органов обязан оповестить о проведённой передачи объектов церковного имущества на общедоступном сайте в Интернете.
Как и другие Федеральные нормативные акты, в ФЗ-327 регулярно привносятся необходимые поправки. Последние изменения в настоящий закон внесены 23 июня 2003 года.
Скачать
Для глубокого изучения принципов закона о возвращении церковной собственности необходимо ознакомиться с его действительными положениями.
Скачать актуальный текст Федерального закона Российской Федерации «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» N 327-ФЗ можно скачать по ссылке:
Изменения в законе о возвращении имущества церкви
Последние существенные поправки в действительный нормативный акт введены 23 июня 2014 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 171-ФЗ.
Согласно введённым поправкам, в части 2 статьи 5 уточняется, что слово «срочного» подлежит исключению из текста рассматриваемой статьи. Таким образом, земельный участок, на территории которого располагается здание культовой значимости, передаваться в церковное имущество в срочном порядке не может.