Реклама прочно вошла в жизнь общества и используется повсеместно. Закон «О рекламе» является основополагающим актом, который постоянно видоизменяется под действием вносимых в него поправок.
Описание закона
Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.
Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:
- общие сведения о стоящих задачах, требованиях, о терминологии и т. д.;
- характерные черты методов распространения различных типов рекламы;
- характер рекламирования особых видов продукции;
- союз рекламодателей, уполномоченный защищать интересы своих представителей и создавать и регулировать соблюдение этических норм использования рекламного извещения;
- правительственный контроль в области рекламирования и виды ответственности за нарушение положений ФЗ;
- заключительные положения.
Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.
Скачать
Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» с последними изменениями можно скачать по ссылке. Текст закона «О рекламе» представлен в последней редакции на 2017 год.
Этот закон поможет рекламодателям и прочим организациям, занимающимся рекламной деятельностью, защитить свои права и обозначить обязанности.
Последние изменения
Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:
Статья 3
Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:
- реклама — краткие сведения о товаре, призванные продвигать его на рынке и сохранять интерес к нему;
- объект рекламирования — объект, который нуждается в анонсе и продвижении на рынке;
- товар — объект/работа/услуга, которые требуется продать;
- ненадлежащая реклама — такой вид материала, который не отвечает стандартам закона РФ;
- рекламодатель — изготовитель/продавец, который при помощи рекламирования продвигает свой товар;
- рекламопроизводитель — человек, который придумывает для продукта анонс;
- рекламораспространитель — человек, который осуществляет распространение извещений, информационного типа любым способом и в любой форме;
- потребители рекламы — публика (потенциальные покупатели), чей интерес должно пробудить рекламное извещение;
- спонсор — человек, помогающий финансово;
- спонсорская реклама — материал, который выпускается с обязательным упоминанием в ней спонсора;
- социальная реклама — материал, который направлен на благотворительность и на защиту интересов государства;
- антимонопольный орган — общегосударственный антимонопольный орган.
Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.
Статья 16
По данной статье закона «О рекламе», рекламные извещения должны содержаться в периодических печатных изданиях в объеме не более 45%, вместо 40%, как это было ранее. Также текст рекламного характера должен идти с пометкой «реклама».
Статья 27
Статья закона №38-ФЗ посвящена рекламе азартных игр. Она не должна:
- обращаться к лицам, не достигшим 18-и лет;
- вводить в заблуждение, что азартные игры являются методом заработать деньги для обеспечения существования;
- уверять, что риски минимальны, а вероятность выигрыша больше, чем есть на самом деле;
- содержать доказательства получения выигрыша лицами, которые не получили его;
- уверять, что азартные игры приведут к общественному признанию и успеху;
- негативно отзываться о лицах, которые не участвуют в азартных играх;
- создавать эффект, что получение выигрыша гарантировано;
- использовать человеческие и звериные образы.
Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:
- в теле- и радиопрограммах с 10 вечера до 7 утра, но реклама букмекерских контор разрешена в любое время, если продолжительность составляет не более 20% от общего времени;
- в строениях, где проводятся азартные игры, кроме зданий транспортной инфраструктуры;
- в газетах, журналах и т. д.
Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:
- проводимая организаторами в букмекерских конторах — в газетах, журналах и других печатных изданиях физкульторно-спортивного характера, в Интернете;
- в спортивных сооружениях;
- на спортивной форме игроков или в спортивных клубах.
Извещения информационного типа должны содержать по закону:
- срок розыгрышей призов;
- сведения об организаторе, правила проведения, период, место и время получения призов.
Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:
Статья 5
В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.
В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.
Статья 38
Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:
- физ. и юрлица будут нести ответственность по ГК;
- лица, чьи интересы были нарушены в ходе рекламы, могут обратиться в суд/арбитражный суд и требовать возмещения убытков, компенсации за моральный вред, опровергнуть информацию, оглашенную в рекламном материале и т. д.;
- если закон нарушат рекламодатели, распространители и производители, они получат наказание в соответствии с КоАП;
- рекламодатель, нарушавший требования о содержании в рекламе информации, прописанные в ч.2-8, 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст. 6-9, ч.4-6 ст.10, ст.12, ч.3 ст.19, ч.2 и 6 ст.20, ч.1, 3, 5 ст.21, ст.24 и 25, ч.1 и 6 ст.26, ч.1 и 5 ст.27, ст.28-30.1 настоящего Федерального закона, будет нести ответственность;
- распространители будут нести ответственность за нарушение требований, касательно места, времени и средств размещения рекламы, прописанные в п.3 ч.4, п.6 ч.5, ч.9-10.2 (вычеркнуты части 10, 10.1), 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст.7-9, 12, 14-18, ч.2-4 и 9 ст.19, ч.2-6 ст.20, ч.2-5 ст.21, ч.7-9 ст.24, ст.25, ч.1-5 ст.26, ч.2 и 5 ст.27, ч.1, 4, 7, 8, 11 и 13 ст.28, ч.1, 3, 4, 6 и 8 ст.29, ч.1 и 2 ст.30.1 настоящего Федерального закона;
- рекламопроизводитель будет наказан за нарушение требований об оформлении, производстве и подготовке рекламы в ч. 6-7 данной статьи;
- штрафы попадают в федеральный бюджет в размере 40%, и в бюджет субъекта РФ — 60%.
Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».