Алкогольной считается продовольственная продукция, которая произведена с применением этилового спирта, полученного из пищевого сырьевого материала и (или) пищевого продукта, содержащего этиловый спирт более 1,5 % объема готовой продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171 «О национальном регулировании выработки и оборота этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих напитков», подвиды алкоголя подразделяется на:
- питьевой этиловый спирт;
- спиртные напитки, включая водку;
- вино, в том числе и натуральное.
Законодательное регулирование рекламы алкоголя основано на следующих принципах:
- нормы и требования относительно содержания алкоголя;
- нормы и требования к средствам распространения объявлений;
- требования к рекламным акциям.
Содержание
Правила рекламы алкоголя
Основные требования к рекламе алкогольной продукции установлены в 21 статье Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Настоящий нормативный документ ограничивает рекламирование не только самого алкоголя, но и товарные знаки, продавцы и производители, которые ассоциируются с ним.
Рекламирование алкоголя не должно:
- включать содержание о том, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения социального признания, профессиональных, спортивных или личных побед, а также сведения о том, что алкоголь помогает улучшить физическое и психическое состояние;
- критиковать воздержание от употребления данной продукции;
- включать информацию о том, что спиртные напитки неопасные и даже полезны для здоровья человека;
- содержать навязчивые сведения того, что употребление алкоголя является одним из способов утоления жажды;
- иметь прямое обращения к лицам, не достигших совершеннолетия;
- использовать образы несовершеннолетних детей.
Важно! Любая реклама относительно алкогольной продукции должна сопровождаться сообщением о том, что чрезмерное употребление спиртных напитков вредит здоровью человека.
В какое время разрешена реклама алкоголя?
23 декабря 2014 г. участники Совета Федерации одобрили изменения, согласно которым рекламирование алкоголя разрешено с 23:00 до 07:00 по поместному времени.
Нововведения, вступившие в законную силу с 01 января 2015 года, допускают размещение и распространение рекламы средств индивидуализирования юридических лиц, которые являются производителями пива и напитков, выработанных на основе пива, во время проведения официальных состязаний спортивного назначения. Распространение пропаганды алкоголя может быть реализовано в физкультурно-лечебных, спортивных учреждениях на расстоянии ближе чем 100 метров. Однако соответствующее изменение, с 01 января 2019 года, будет признано утратившей силу.
Была внесена пробная поправка, в соответствии с которой допускается размещение рекламы алкогольных напитков во время транслирования прямого эфира спортивных соревнований, а также на радио-, телепередачах, которые специализируются на материалах физкультурно-спортивного направления. Исключением являются детско-юношеские соревнования. Был принят Федеральный закон от 21 июля 2014 № 235, согласно которому с 01 января 2019 года соответствующий пункт утрачивают свою законодательную силу.
Запрет на рекламу алкоголя
Отдельного нормативно-правового акта относительно запрета на рекламу спиртных напитков в определенное время нет.
Общими законодательными документами являются:
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. №1425;
- Федеральный закон Российской Федерации № 171 «О национальном регулировании выработки и оборота этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих напитков» от 22.11.1995 года;
- Федеральный закон №491 от 31.12.2014;
- Федеральный закон «О рекламе».
Статья, которая ограничивает пропаганду алкоголя, показывает, что поставщики спиртных напитков готовы идти на различные хитрости и уловки, в целях продвижения своей продукции. Была ужесточена ответственность за нарушение настоящего закона, а также были увеличены штрафы в 10 раз. Несмотря на большинство запретов, производители продолжают использовать рекламу алкоголя под видом производителя конфет, акций, воды, коктейлей, конкурсов и т. д. Федеральным антимонопольным органам приходится тратить много средств на проведение дорогостоящих экспертиз и исследований, чтобы доказать скрытую рекламу спиртных напитков.
Скачать закон
В соответствии с законом о рекламе в РФ, пропаганда алкоголя не должна распространяться в:
- печатных публикациях, за исключением винных и шампанских изделий, выработанных на российской территории;
- печатных публикациях, предназначенных для несовершеннолетних детей, а также аудио-, видеопродукции;
- в теле-, радиопередачах, за исключением случаев, указанных в 7 и 8 частях настоящей статьи;
- общественном транспорте;
- в детских, образовательных, лечебных, оздоровительных, военных учреждениях;
- сети «Интернет».
Организовать рекламную акцию алкогольной продукции, можно только с соблюдением установленных норм законодательства РФ. Федеральная антимонопольная служба тщательно следят за данной деятельностью и досконально изучают все рекламные тексты, ролики и изображения. За нарушение норм и требований настоящего закона в области рекламирования алкоголя установлена административная ответственность. На рекламодателя и распространителя рекламы будут наложены штрафные санкции в размере от 100 000 до 500 000 тысяч рублей.
Скачать Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ в новой редакции по ссылке.