В начале 2017 года активно обсуждалась инициатива депутатов Ленинградской области, касающаяся закона о запрете социальных сетей для детей. Проект поступил на рассмотрение в Государственную Думу 5 апреля, предполагалось, что с 1 января 2018 он вступит в силу. Однако его рассмотрение не получило развития и закон о соцсетях для детей был отклонен.
Содержание
Описание закона
Закон о социальных сетях с 14 лет хоть и не получил распространения, однако затронул важную для обсуждения тему. Многие депутаты высказались против проекта исходя из его недоработанного состояния. Сама инициатива ограничить доступ детей и подростков в соцсети получила положительные отзывы.
Опрос среди населения также показал, что две трети родителей за принятие данного закона. Среди молодежи 18-25 лет инициативу поддержало такое же количество опрошенных. Хотя есть мнение, что для них закон выглядит как защита социальных сетей от детей.
Содержание законопроекта сводилось к определенным аспектам:
- обязать владельцев социальных сетей регистрировать пользователей через паспорт, получить который можно лишь в 14 лет;
- не допускать регистрацию подростков от 14 до 18 в группах, где имеется запрещенная для несовершеннолетних информация – наличие нецензурной лексики сильно ограничивает пользование социальными сетями несовершеннолетними;
- запрещается, в том числе и совершеннолетним, использовать социальные сети для организации митингов, шествий и иных несанкционированных проявлений социальной активности населения, а также для информирования о таковых;
- запрет на создание более одного аккаунта, прописывается введение только реальных данных;
- запрет рекламы оккультно-магического характера и курительных смесей, а также запрет на продажу детям любых товаров через социальные сети.
Закон о запрете социальных сетей для детей затрагивает и взрослое население. Предполагалось введение запрета на использование соцсетей в рабочее время работниками гражданских госслужб РФ, а также сотрудниками бюджетных организаций. То есть проект направлен на ограничение использования социальных сетей не только для детей, но и для совершеннолетних.
Несмотря на поддержку общей идеи, против законопроекта высказались следующие возражения:
- нет проработанного понятия социальной сети, под таковой по проекту трактуется любой сайт с регистрацией и общением пользователей;
- закон не затрагивает социальные сети иностранного происхождения – нет смысла вводить запрет, когда ребенок может перейти в другую сеть без ограничений;
- нет регламента, как будут пользоваться российскими соцсетями граждане иных государств.
Было высказано мнение, что подобный запрет ни к чему не приведет, лишь к недовольству и поддержанию «теневого» интернета. Акцент, по мнению экспертов, следует делать не на запрете, а на диалоге с детьми и подростками.
Требования к регистрации в социальной сети
Законопроект о социальных сетях для детей предполагал следующие требования к регистрации аккаунта:
- всем пользователям допускается иметь только одну страницу;
- для ее создания требуется паспорт гражданина РФ, получить который можно с 14 лет;
- все вводимые данные должны быть достоверными, не допускается создание «фейковых» страниц.
Проект закона предполагал, что в случае его принятия до 1 января 2018 все социальные сети отсеивают детей до 14 лет, с остальных пользователей собирают паспортные данные.
Отклонение проекта от рассмотрения не делает саму инициативу неактуальной. Подобный закон наверняка примут в будущем, как только будут разработаны механизмы контроля активности детей в интернете, способные на практике урегулировать поставленные задачи. Пока же законопроект признан сырым и недоработанным.
Наказание за нарушение
Инициатива о запрете социальных сетей для детей предполагала введение следующих штрафов:
- за регистрацию пользователя до 14 лет владелец соцсети штрафуется на 100-300 тыс. рублей;
- за введение при регистрации неверных данных или наличии более одной страницы пользователь штрафуется на 3-5 тыс.;
- за регистрацию несовершеннолетнего от 14 до 18 лет в сообществах, запрещенных для детей, родители штрафуются на 1,5-2 тыс.
Законопроект предусматривал административную ответственность за нарушения нового закона. Не исключено, что отдельные положения могут в будущем повлечь и иные формы взыскания, если подобный закон будет принят.
Опыт зарубежных стран
Попытки ограничить доступ детей в социальные сети и в интернет предпринимаются уже довольно давно. В США в 1996 был издан акт о незаконном размещении информации заведомо оскорбительного характера. Суд принял решение о признании данного закона неконституционным.
Через два года защитить детей от вредной информации пытались новым документом, ограничивающим их доступ к вредной информации. Однако из-за отсутствия механизма определения возраста пользователя, данный закон стал ущемлять права совершеннолетних и также был признан неконституционным.
В итоге в США действует лишь один закон по информационной защите несовершеннолетних. Он обязывает школы и библиотеки использовать специальные фильтры для предотвращения доступа к вредному контенту.
В странах Европейского Союза законов о социальных сетях для детей не имеется. Любые инициативы по введению ограничений блокируются, как подразумевающие цензуру. Ответственность за содержание контента полностью лежит на провайдерах.
Единственная страна с действующими законами в этой сфере – Великобритания. В 2013 для провайдеров была введена система фильтрации. При обращении пользователя доступ к определенным материалам ограничивается. По статистическим данным такими фильтрами пользуются до 40% британских семей.
Подобная система действует и в Турции с 2011 года, однако распространяется она на любую информацию. Также турецкие власти имеют право блокировать данные без решения суда.
Подобная практика не освобождает ребенка от влияния социальных сетей. Он может сидеть с телефона друга или находить иные источники, на которых не имеется фильтра. В России на текущий момент действует лишь Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Положения закона не регулируют использование детьми социальных сетей, лишь устанавливают ограничения на предлагаемый контент. Скачать текст ФЗ 436 можно здесь.