Основное назначение Закона об общественном контроле – организация надзора и мониторинга со стороны общества за деятельностью органов власти на всех ее уровнях. Предписываются контролирующие функции над определенными полномочиями федеральных, региональных и муниципальных учреждений. Закон основывается на добровольном праве граждан осуществлять контролирующие функции как лично, так и через негосударственные некоммерческие организации.
Содержание
Описание Федерального закона 212
Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принят 4 июля 2014. С момента вступления в силу документ претерпел ряд изменений. Последние поправки в Федеральный закон об общественном контроле были внесены 3 июля 2016.
Структурно документ состоит из ряда правовых вопросов, объединенных в следующие главы:
- общие положения;
- субъекты общественного контроля и их статус;
- формы и порядок осуществления контролирующих функций;
- ответственность за нарушение данного закона.
Общие положения включают в себя правовые основы законодательства в данной сфере и разделяются по следующим аспектам:
- предмет регулирования и законодательная база;
- понятие общественного контроля и право граждан на участие в нем;
- цели и задачи, принципы контролирующих действий;
- информационное обеспечение и доступ к имеющимся сведениям.
Общественный контроль согласно общим положениям документа определяется следующими принципами:
- соблюдение прав и законных интересов граждан;
- добровольность в предпринимаемых действиях;
- самостоятельность и независимость субъектов, законность их действий;
- публичность и открытость действий, а также доступность обсуждения и его результатов;
- объективное и добросовестное исполнение предписанных норм;
- обязательное рассмотрение итоговых документов учреждениями, в отношениях которых были предприняты контролирующие действия;
- различие и многообразие в формах;
- недопустимость вмешательства субъектов в деятельность контролируемых органов власти без веских на то оснований;
- презумпция добросовестности органов власти;
- неприемлемость вмешательства в деятельность политических партий;
- соблюдение нейтральности.
Глава 2 регулирует статус субъектов общественного контроля. Положения ФЗ 212 предписывают следующие правовые нормы:
- определение субъекта общественного контроля;
- права и обязанности такового;
- конфликт интересов при осуществлении определенных действий;
- федеральная, региональная и муниципальная общественные палаты;
- функционирование советов и наблюдательных комиссий;
- инспекции и группы;
- взаимодействие субъектов с контролируемыми органами власти;
- создание ассоциаций и союзов.
Формы и порядок осуществления контроля со стороны общества определяются следующими положениями ФЗ 212:
- перечень форм;
- принципы мониторинга и проверки;
- проведение экспертизы и обсуждения;
- права и обязанности инспектора и эксперта;
- назначение публичных слушаний;
- определение итогов и информирование о результатах проведенных действий.
В заключительных положениях ФЗ 212 предписывается ответственность за нарушение правовых норм. А вы знаете, что ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации” имеет тот же номер?
Скачать текст Закона об общественном контроле
Скачать Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ» можно по ссылке. Документ представлен в редакции с последними изменениями от 3 июля 2016. Текст будет востребован гражданами, заинтересованными в соответствующих действиях. Редакция документа может использоваться и юристами, изучающими данную область законодательства.
Изменения в ФЗ 212 об общественном контроле в РФ
Последние поправки в Федеральный закон о проведении контролирующих мероприятий были введены 3 июля 2016 и вступили в силу 1 января 2017. Коррективы были внесены в статью 2 в рамках изменения закона «Об охране окружающей среды» и приведения других законодательных актов в соответствие с вводимыми поправками.
Статья 2 ФЗ 212 определяет правовую основу для соответствующих действий со стороны граждан. Положение регулирует следующие аспекты:
- все осуществляемые действия не должны противоречить данному закону или иным правовым актам РФ;
- предписывается ряд организаций и учреждений, надзор над действиями которых регулируется в отдельном порядке соответствующими законами;
- действие ФЗ 212 не распространяется на проведение выборов и референдумов, а также в отношении охраны окружающей среды.
Статьей 2 устанавливается запрет на принятие актов, которые могут препятствовать проведению предписанных действий. Изменения, внесенные в данное положение, коснулись редакции части 3 и добавили формулировку о порядке общественного контроля над деятельностью в сфере охраны окружающей среды.